8 июля в Центральном доме ученых состоялось открытие IX Всероссийского конгресса «Детская кардиология — 2016», в котором приняли участие детские врачи-кардиологи, кардиохирурги, педиатры, а также представители фондов и общественных организаций. Главная тема — диагностика и лечение заболеваний сердца у детей. Но помимо этого эксперты подняли проблемы финансирования лечебных учреждений, особенно детских, дефицита кадров, несостоятельности системы здравоохранения в вопросах помощи больным детям.
На открытии конгресса присутствовал Леонид Михайлович Рошаль, президент Национальной медицинской палаты. Уже в своем приветственном слове он уделил особое внимание проблемам, с которыми сталкиваются как детские врачи, так и их пациенты. Рошаль отметил, что заболевания сердца не всегда поддаются терапии, особенно если они сопровождаются другими тяжелыми поражениями организма. Тем не менее этот факт редко учитывается, если врачу не удалось спасти жизнь ребенка. Против врачей выдвигается множество исков, и большая часть из них абсолютно не обоснована. Конечно, Ассоциация детских кардиологов России помогает в таких случаях врачам, но на профессию накладывается определенный отпечаток недоверия. «Ни кардиологам, ни педиатрам не должно быть стыдно за то, что мы делаем. Ведь когда президент страны говорит о достижениях, а не о детской смертности, это наша заслуга. Мы удерживали планку детской выживаемости в тяжелые 1990-е годы, и сегодня в непростой экономической ситуации делаем все возможное для этого», — сказал Леонид Рошаль.
Детские врачи сейчас находятся в затруднительном положении, отметил он. С одной стороны это связано с отсутствием грамотно выстроенных профессиональных стандартов оказания медицинской помощи, с другой стороны — с недостаточно проработанными образовательными стандартами. При этом и то, и другое взаимосвязано. По мнению президента Национальной медицинской палаты, каждый специалист, заканчивая университет, должен обладать определенным набором навыков и знаний, при этом нужно еще на этапе обучения совмещать такие специальности, как терапевт и кардиолог. Его поддержали и остальные участники конгресса, единогласно заявив, что каждый терапевт должен как минимум уметь читать кардиограмму, а каждый кардиолог понимать природу детских заболеваний. Пока этого нет.
С сожалением Леонид Михайлович отметил, что мало молодых специалистов хочет развиваться в данном направлении, и это связано во многом из-за очень низких стипендий и зарплат. «У каждого врача должна быть мотивация для повышения квалификации, в том числе и финансовая. Мы замахнулись на большое — надо сделать так, чтобы каждому доктору было удобно и полезно работать», — добавил он.
Проблемы, о которых говорил Леонид Михайлович, были подняты спикерами и на пресс-конференции, начавшейся после пленарного заседания конгресса. Как отметила Людмила Вячеславовна Козлова, сенатор, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, сейчас по всей стране наблюдается как рост заболеваемости и смертности детей от болезней сердца, так и дефицит кадров. При этом какие-то регионы могут самостоятельно решить данные проблемы, а какие-то не имеют для этого достаточно ресурсов. В качестве примера она привела Смоленскую область, где сейчас строятся детская областная больница и центр перинатологии. Но это возможно из-за градообразующих предприятий, которые могут софинансировать данные проекты и благодаря которым губернатор области может выделить из бюджета средства на строительство. Но есть бедные, дотационные регионы, и там ситуация с детской смертностью обстоит значительно хуже. Чтобы стабилизировать и выровнять ситуацию по всей стране, необходимы центры высокотехнологичной помощи. «Центров не должно быть много, но они должны быть построены, чтобы каждый ребенок мог получить такую помощь. Но тут надо задуматься, что если есть столь высокая потребность в высокотехнологичной помощи, значит, существует проблема в первичном звене, значит, ребенок поздно попал к кардиологу. А произойти такое могло, потому что не хватает специалистов», — заключила Людмила Козлова. Спикеры сошлись во мнении, что решать проблему недостатка кадров необходимо системно, а не в частном порядке. Для этого у нас в стране есть все возможности. «Многое сделано, много центров построено в рамках Национального проекта «Здоровье», проведено оснащение клиник и больниц. Теперь, я считаю, проект должен продолжаться, и направить его необходимо на решение проблемы дефицита кадров. Потому что оснащение есть, а врачей нет», — подытожила она свое выступление.
Лидия Ивановна Ильенко, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии Московского факультета РГМУ, д. м. н., профессор, заслуженный врач РФ, привела в пример еще недавно действовавшее положение, благодаря которому будущие врачи обучались в вузе бесплатно, получали стипендии, а по окончании обучения должны были три года отработать в определенном месте, где им предоставлялось жилье. И после окончания контракта они чаще всего оставались на местах. «Мы готовили кадры для определенной территории или области, им преподавалась медицинская география. Затем Правительство Москвы решило, что у нас и так много медицинских вузов, и что выпускники сами пойдут работать в государственный сектор здравоохранения. Программа была закрыта. А что мы видим — вновь у нас не хватает специалистов», — сказала она.
Тем не менее внимание обучению действительно уделяется. «Ассоциация детских кардиологов делает многое, в том числе и в методическом плане, потому что то, чему сейчас обучаются врачи, приносит все-таки плоды, так как многие уже могут выявить факторы риска и предвидеть развитие проблемы», — отметила президент ВОО «Ассоциация детских кардиологов России», директор НИКИ педиатрии им. Ю. Е. Вельтищева Мария Александровна Школьникова. Но даже в этом случае врачи сталкиваются с другой проблемой — недостатком финансирования. «Необходимо составлять правильные тарифы на оказание медпомощи. Потому что часто бывает, что квоты кончились, финансирование закончилось, и бригады хирургов сидят без дела, а количество детей, которым нужны операции, не уменьшаются», — добавила она. В таком случае медицинским организациям приходится обращаться в различные фонды.
В целом, спикеры назвали ситуацию с дефицитом кадров и недостатком финансирования сложной, но решаемой. Главное, как они сказали в заключение, грамотно организовать поток дотаций, мотивировать врачей и постараться подойти к проблеме комплексно.