28 декабря в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная противодействию недостоверной информации о донорстве крови, костного мозга и качественной медицинской помощи.
Эксперты рассказали о распространенных мифах и стереотипах, существующих в данной сфере, современных подходах к организации Службы крови, а также представили итоги социального проекта «Достоверно о здоровье», инициированного Национальным фондом развития здравоохранения совместно с ВЦИОМ. Мероприятие состоялось в онлайн-формате.
Здоровье — одна из самых популярных тем поиска в интернете, однако далеко не всегда эта информация бывает достоверной и качественной. «Наше решение о запуске социального проекта „Достоверно о здоровье“ было продиктовано, в первую очередь, ситуацией в обществе. Пандемия COVID — 19 не могла не отразиться на системе здравоохранения. Даже в такой благополучной сфере как донорство крови стало появляться много фейковых данных. Важно повышать медиаграмотность населения, но для этого необходимо понимать реальную картину востребованности медицинской информации», — обозначила проблему директор Национального фонда развития здравоохранения Елена Стефанюк.
Опрос проводился в интернете, в нем приняли участие 2260 человек из разных регионов страны. Респонденты ответили на вопросы, посвященные актуальности и достоверности информации в сфере донорства крови и ее компонентов, костного мозга, онкогематологических заболеваний. Основные результаты исследования озвучил руководитель Практики социального анализа и консультирования ВЦИОМ Андрей Даудрих.
Как показал опрос, основным источником информации о донорстве крови является интернет (страницы в соцсетях, официальные сайты государственных медицинских организаций) — 17 %, на втором месте — телевидение (15 %). При этом каждый второй из участников опроса считает, что информация о донорстве крови является достоверной и полной. Что касается донорства костного мозга, утвердительно на этот вопрос ответили лишь 30 % респондентов. Значительная часть опрошенных указали, что не владеют информацией по конкретным темам, связанным с донорством. Так, 49 % участников опроса признали, что ничего не знают про меры сохранения здоровья после донации костного мозга, лишь 18 % респондентов знают, как используется донорский костный мозг. «Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что есть значительный потенциал по информированию целевых аудиторий по означенной тематике», — отметил эксперт.
Один из распространенных мифов связан с опасениями заразиться какой-нибудь болезнью во время сдачи крови. По мнению начальника управления медицинского обеспечения конверсионных и экстремальных работ и службы крови ФМБА Ольги Эйхлер, нужно популяризировать среди населения идеи безопасного донорства: «Мы должны максимально открыто рассказывать людям о тех мерах, которые предпринимаются в медицинских организациях при осуществлении донаций. Комплекс работ по трансфузиологической безопасности отработан до мелочей на всех этапах, все донорские пункты обеспечены одноразовым стерильным оборудованием и материалами, что полностью исключает риск заражения во время процедуры».
В период пандемии COVID—19 медицинские организации не испытывали дефицита в донорской крови и ее компонентах. По мнению первого заместителя НМИЦ гематологии, главного внештатного трансфузиолога Минздрава России Татьяны Гапоновой, это свидетельствует о том, что Служба крови показала свою стабильную и эффективную работу. «В период пандемии объем заготовленной донорской крови и ее компонентов существенно увеличился как по Российской Федерации, так и по федеральным округам, где сконцентрированы медицинские организации, оказывающие экстренную помощь, и Москва в этом списке занимает лидирующие позиции. Это еще раз показывает то, что наши доноры готовы помогать даже в сложной ситуации, в период самых серьезных ограничительных мер донорские станции не пустели», — подчеркнула эксперт.
Отдельная тема — донорство костного мозга. Регистры доноров растут, несмотря на отсутствие законодательной базы, но количество трансплантаций в несколько раз отстает от потребностей. Практически 50 % пациентов необходимо осуществлять поиск неродственного донора, сегодня эту работу взяли на себя трансплантационные центры и станции переливания крови.
Самый многочисленный регистр доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток сформирован в Кировском научно-исследовательском институте гематологии и переливания крови ФМБА. «В России есть несколько информационных площадок, где можно найти неродственного донора для пациента. На сегодняшний день объединенная российская база данных содержит информацию о 118466 потенциально неродственных донорах костного мозга из 17 организаций-участников. По нашим оценкам благодаря этому состоялось 600 донаций костного мозга и периферических стволовых клеток, из них 271 донация — из регистра нашего института», — рассказал директор Кировского научно-исследовательского института гематологии и переливания крови ФМБА Игорь Парамонов.
Однако потенциальная потребность в донорах костного мозга гораздо выше. По экспертным оценкам, для того чтобы российский регистр заработал в полной мере он должен содержать HLA-генотипы 500 тысяч российских доноров-добровольцев.
До недавнего времени Российская Федерация только ввозила донорский материал, получаемый от зарубежных доноров. Теперь, благодаря развитию международного сотрудничества в этой области, российские доноры стали доступны для клиник всего мира, осуществляющих лечение пациентов, нуждающихся в выполнении неродственной трансплантации костного мозга. «В 2021 году наш регистр стал частью международной базы данных о донорах костного мозга WMDA. За этот период нами было обработано более 100 запросов на активацию доноров из 15 стран мира, в 2 случаях мы заготовили клеточные продукты для зарубежных пациентов», — сообщил Игорь Парамонов.
Еще одна из острых тем современной трансфузиологии — использование антиковидной плазмы. До сих пор в экспертном сообществе на эту тему не существует единого мнения.
По словам главного внештатного специалиста-трансфузиолога Департамента здравоохранения города Москвы Андрея Буланова, в столичных клиниках данный метод лечения коронавирусной инфекции применяется с апреля 2020 года. За этот период было заготовлено более 27 тонн антиковидной плазмы, пролечено порядка 21 тысячи пациентов. Накопленный опыт свидетельствует об эффективности технологии при соблюдении определенных показаний. Реконвалесцентная плазма должна использоваться в комплексной терапии COVID — 19. Оптимальным является ее применение в группе тяжелых пациентов, не достигших по выраженности дыхательной недостаточности перевода на ИВЛ, не имеющих собственных антител к SARS-Cov2 в связи с недостаточностью иммунной системы.
«Работа не останавливается, мы продолжаем анализировать полученный опыт. Ожидается и продолжение истории — внедрение в клинику лекарственных препаратов на основе полученной плазмы, так называемых специфических иммуноглобулинов. В настоящее время российский препарат прошел все стадии клинических исследований, мы с нетерпением ожидаем обнародования их результатов, чтобы начать его использовать в лечении пациентов», — пояснил Андрей Буланов.
С целью повышения медиаграмотности и снижения рисков распространения недостоверной информации среди населения, волонтеров, активистов, работающих в сфере общественного здоровья, Национальным фондом развития здравоохранения совместно с НИУ ВШЭ в рамках проекта «Достоверно о здоровье» была разработана и проведена серия образовательных мероприятий. Один из новых проектов направлен на формирование навыков фактчекинга, то есть умения проверять медицинские факты среди старшего поколения. Фокусная группа — предпенсионеры.
«В большинстве эти люди являются активными пользователями интернета, ведут социальную жизнь в сетях, но зачастую не умеют с пользой анализировать и отбирать те сведения, которые им действительно нужны. Поэтому очень важно научить их критическому мышлению, поиску первоисточников и проверенных данных. Мы надеемся, что проект будет полезным для этой аудитории», — резюмировал свое выступление заведующий Центром медиапрактик НИУ ВШЭ Глеб Черкасов.
Фото предоставлены Национальным фондом развития здравоохранения
Источник: МЕД-инфо