Новейшие методы диагностики и лечения молочной железы позволяют выявлять и удалять патологии на самых ранних стадиях. О двух таких методах – контрастной маммографии и криоабляции – рассказала Марина Травина, доцент, к.м.н., маммолог ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России.
Диагностика легко и быстро
Контрастная спектральная маммография (CESM) появилась в России 3-4 года назад и сразу получила одобрение маммологов. «На сегодняшний день это самый совершенный метод диагностики любых патологий, в том числе рака молочной железы, который позволяет выявлять образования размером даже 1-2 мм, – рассказывает Марина Травина. – Раньше при любых подозрительных симптомах мы назначали МРТ с применением контрастного вещества, а с появлением CESM стали отдавать предпочтение этому методу диагностики, так как информативность та же, а процедура гораздо легче переносится пациентками и полученные снимки намного проще в интерпретации для врачей рентгенологов. Даже сами женщины сразу могут увидеть, есть проблемные участки в тканях железы или нет, что хорошо помогает снять тревожность пациенток».
На проведение МРТ требуется около 40 минут, и все это время необходимо неподвижно лежать в закрытом аппарате, но многие не могут из-за боязни замкнутого пространства. При этом вес женщины – только до 110 кг. Контрастная маммография не имеет таких ограничений и занимает всего 10 минут на всё. Сначала в вену устанавливается катетер, далее совместно стартует секундомер на маммографе и введение контраста в организм инфузоматом (струйно). После того, как контраст начинает двигаться по кровеносным сосудам, со второй минуты начинают делать уже привычные пациентам маммографические снимки в двух проекциях.
«Если ткань молочной железы без опасных патологий, то локальных участков накопления контрастного вещества не наблюдается, – поясняет Марина Травина. – Дело в том, что вокруг любой быстрорастущей ткани формируется сосудистый клубок, и он становится четко виден. Ну а дальнейший анализ скорости накопления контраста в этом месте, исходя из снимков, и при необходимости дополнительная диагностика позволяют точно определить, что это за образование и своевременно назначить необходимое лечение».
Контрастное вещество не накапливается в клетках тканей, а поступает в почки и через полчаса после процедуры выводится из организма. Противопоказаний к проведению CESM нет, но с оговоркой — если у пациентки аллергия на йод, гипертиреоз или повышенный креатинин в крови, нужно подготовиться заранее, а для остальных пациентов никакой специальной подготовки не требуется.
Риски под контролем
Контрастная маммография особенно рекомендуется женщинам с повышенной плотностью молочных желез. «По статистике, у молодых женщин преобладает железистая ткань и к климаксу ее должно становиться намного меньше в железе, но на сегодняшний день у 40-50% женщин в менопаузе ткань железы остается плотной, что затрудняет выявление новообразований, поэтому обычная маммограмма будет не настолько информативна, – комментирует Марина Травина. – И лучше начать обследование с контрастной маммографии (CESM), чтобы не упустить патологий».
При приеме гормональных препаратов тоже показан этот вид диагностики молочной железы. «Благодаря контрастному веществу можно оценить пролиферативную активность тканей, то есть наличие или отсутствие патологии – активного деления клеток, роста новых кровеносных сосудов. Этого не может показать ни традиционная цифровая маммография, ни УЗИ. И если при приеме гормонов пролиферативность тканей повышена, значит, препарат пациентке не подходит, и его надо менять, – говорит маммолог.
Еще одним показанием к контрастной маммографии является склонность к образованию кист и фиброаденом, которые необходимо держать под контролем. Если кисты контраст не копят, то они не опасные и даже порой пунктировать их стоит, не для диагностики, а для улучшения качества жизни женщины, чтобы не болела. С фиброаденомами тоже интересная ситуация — если не копит контраст, значит, опасности не представляет, стоит все таки взять пункцию (для спокойствия), но удаление не требуется.
Как часто можно повторять контрастную маммографию? Марина Травина считает, что если активных патологий на не обнаружено, то повторную диагностику достаточно проводить раз в 2-3 года.
«Контрастная маммография обеспечивает высокую точность диагностики, и если состояние молочных желез не вызывает опасений, мы можем точно определить промежуток до следующего обследования, будучи уверенными, что даже в случае развития опухоли выявим ее на самом начальном этапе. При этом случаев так называемого интервального рака, который неожиданно развивается в промежутке между обследованиями, быть не должно, – разъясняет эксперт. – Если же патология обнаружена и назначено лечение, мы можем повторить диагностику через полгода-год, чтобы оценить эффективность терапии по динамике накопления контрастного вещества. В идеале контраст перестанет накапливаться тканями, что будет означать снижение пролиферативной активности тканей и мы сможем говорить о профилактике угроз развития рака молочной железы».
Холод как спасение
Ранняя диагностика новообразований с помощью контрастной маммографии расширила возможности для проведения органосохраняющих операций, когда удаление пораженных тканей сводится к минимуму, и молочная железа не получает значительных повреждений. Один из таких новейших и очень перспективных методов лечения опухолей – криоабляция, когда врач точечно воздействует экстремально низкими температурами на патологически измененную область ткани, которую нужно обезвредить, без повреждения окружающих тканей.
«Операция безболезненная и малотравматичная, поэтому особенно показана пациенткам со множественными образованиями. При криоабляции нет разрезов, а значит, и риска нагноения раны, не остается рубца – только небольшой след от укола, и то временно. Процедура занимает около получаса. После местного обезболивания под кожу вводится криозонд диаметром 1,5 мм, который под контролем УЗИ устанавливается через середину опухоли. Сперва включается режим заморозки и в криозонд подается аргон, который охлаждает зонд до до –180 °С, замораживая все ткани вокруг себя», – поясняет Марина Травина.
Под воздействием холода патологически измененные ткани и питающие их сосуды начинают разрушаться, а далее лизируются организмом, как отжившие и ненужные. Через некоторое время на этом месте восстанавливается здоровая структура ткани.
Но не все образования в молочной железе нужно удалять. И контрастная маммография помогает Марине Травиной точно принять решение, в каких случаях показана криоабляция: «Чаще всего удаляем растущие фиброаденомы и другие доброкачественные опухоли, накапливающие контраст, и чем активнее их рост, тем лучше эффект криобляции. А старые неактивные образования, которые контраст не копят, значит, не создают риска для здоровья, удалять их не требуется. В работу берем опухоли до 4 см.
Криоабляция уже показала высокую эффективность и при лечении рака молочной железы на ранних стадиях. «Подобный успешный опыт есть в Онкологическом институте Герцена и во многих зарубежных клиниках, – рассказывает Марина Травина. – И уже подтверждено исследованиями, что криоабляция раковой опухоли даже способствует повышению местного иммунитета в зоне воздействия холодом, что является еще одним преимуществом по сравнению с хирургическим лечением при общем наркозе, которые провоцируют снижение иммунитета».