14 февраля 2020 г. состоялась научно-практическая школа для врачей «Базовые принципы диагностики врожденных черепно-лицевых деформаций у детей и возможности их лечения». Организатор — благотворительный фонд «Дело жизни». Обучение было предназначено в первую очередь для педиатров и неврологов поликлиник, врачей-неонатологов роддомов Московского региона и областей ЦФО.
Школу ранней диагностики провели ведущие эксперты в области челюстно-лицевой хирургии ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России: Лопатин Андрей Вячеславович, профессор, д. м. н., зав. отделением челюстно-лицевой хирургии РДКБ, челюстно-лицевой хирург, Джанждгава Нино Николаевна, к. м. н., ФГБУ «НМИЦ АГиП им. В. И. Кулакова», врач ультразвуковой диагностики, Михайлова Светлана Витальевна, д. м. н., зав. отделением медицинской генетики РДКБ, врач-невролог, Ясонов Сергей Александрович, к. м. н., челюстно-лицевой хирург отделения челюстно-лицевой хирургии РКДБ, Демушкина Алиса Анатольевна, к. м. н., врач-рентгенолог отделения лучевой диагностики РДКБ.
Проанализировав более чем 20-летний опыт ведущих экспертов в области челюстно-лицевой хирургии РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России лечения детей с краниосиностозами и черепно-лицевыми дизостозами в России, выявили, что около 30% родителей этих детей впервые обращаются за помощью в возрасте, когда ребенку исполняется 1,5-2 года и его начинают беспокоить неврологические нарушения, задержка психомоторного и психоречевого развития, что в значительной степени затрудняет и ухудшает результаты хирургического лечения, а в сложных случаях развитие заболевания приводит к инвалидности, без перспектив восстановления ребенка для полноценной жизни.
«Дети с подобными проблемами есть, и их судьба полностью зависит от готовности взрослых вовремя помочь. Ответственность за благополучие этих детей лежит на нас с вами: родителях, медиках, социальных работниках. Многих печальных исходов можно избежать, будучи готовыми и вооруженными знаниями. Многие страшные патологии излечимы», — говорит президент благотворительного фонда помощи детям «Дело жизни» Елизавета Таль.
Андрей Лопатин отмечает, что врачей обучать очень: «Сегодня мы затеяли большую уникальную школу. Мы занимаемся врожденными злокачественными опухолями, постравматическимидеформациями, острыми травмами и всеми проблемами в области головы и шеи, исключая нейрохирургические. И этими знаниями готовы делиться.
Во всем мире сформировалась отдельная специальность, которая существует примерно с 1967 года, — черепно-челюстная хирургия. Уже существует Европейская и международная организации, которые объединяют черепно-челюстных хирургов. Россия оказалась в стороне от мейнстрима. У нас до сих пор целый ряд состояний расценивается как нейрохирургические проблемы либо вообще не как проблемы. Конечно, сегодня затруднена диагностика этих состояний. Эта специальность не включена в программу ни одного медицинского университета, института, училища… Она существует как бы сама по себе, в отрыве от всего остального. Важно внедрить в практику первичного звена первичную диагностику этих состояний, дать врачам возможность четко узнать, что есть такое состояние, как краниосиностоз. Многие думают, что это редкое заболевание. А частота рождения такая же, как с расщелиной губы и неба. Это приблизительно 1 на 1000 детей, то есть около 3000 новых пациентов в год, которые не получают направления от врачей в специализированные учреждения. И это проблема. Цель нашей школы — рассказать о проблеме врачам».
Нино Джанджагава прокомментировала: «Я решила выступить на этом мероприятии и готова выступать на остальных, потому что у специалистов мало данных о возможностях применения ультразвука. У нас эта практика ведется с 2016 года, потому что появился спрос со стороны неонатологов, педиатров и неврологов. Поставить диагноз можно еще на первой неделе жизни ребенка. Обучить этой методике специалистов ультразвуковой диагностики возможно: у нас в центре регулярно проводятся школы».
Эксперты сошлись во мнении, что такие школы очень нужны. Ведь с такой проблемой могут столкнуться врачи в любой поликлинике. Сегодня информированность первичного звена о краниосиностозе пока низкая, особенно в регионах, и над этим предстоит еще работать.