Алкоголизм и наркомания — хронические заболевания, в основе которых, по заверениям специалистов, более чем в 90% случаев лежат генетические особенности организма. Значит ли это, что существует «ген наркомана», что в семье алкоголика все дети будут употреблять алкоголь, а у родителей, пропагандирующих ЗОЖ, непременно вырастет примерное потомство? По официальным данным, в России около 5% населения имеют диагноз «алкоголизм», а пагубное потребление и злоупотребление можно диагностировать у каждого пятого — значит ли это, что рано или поздно все жители планеты будут зависимы?
По словам главного врача клиники Дмитрия Вашкина, говоря о генетической предрасположенности, врачи имеют в виду врожденные особенности нейромедиаторного обмена, которые являются индивидуальными и могут не зависеть от родителей.
Генетический код всех людей на планете схож на 99,9%, а сколько отличий рождают оставшиеся 0,1%! Так что алкоголик или наркоман может быть «просто другим», а вовсе не «в маму или папу», хотя у детей, рожденных в семьях алкоголиков, действительно выше шанс заболеть алкоголизмом и наркоманией, если жизненные обстоятельства будут способствовать тому, чтобы генетика «выстрелила».
Американские ученые связывают пристрастие к алкоголю и наркотикам с синдромом дефицита удовлетворенности, который как раз обусловлен присутствием «патологических» вариантов конкретных генов. Человек, страдающий дефицитом удовлетворенности, не может найти состояние равновесия, гармонии и радости. С самых ранних лет он неосознанно ищет способы компенсировать это состояние различными видами девиантного (отличающегося от общепринятого) поведения: непослушание, лживость, агрессия по отношению к окружающим, склонность к дракам, экстремальным видам спорта или, наоборот, скрытность, злопамятность. Многие так называемые «трудные дети» относятся к группе людей, страдающих дефицитом неудовлетворенности — нарушением в работе центральной нервной системы.
Головной мозг состоит из нервных клеток (нейронов), которые объединяются в нейронную цепь для того, чтобы передавать информацию по средствам нервных импульсов. Нейромедиаторы — специальные вещества, которые помогают эти самые импульсы передавать от одного нейрона к другому через синаптическую щель (пространство между нейронами).
«В головном мозге есть так называемый «центр обработки стресса», задачами которого является анализ всей поступающей информации (боль, страх, радость) и принятие «решения» о реакции организма на нее. «Решение» в виде электрического импульса должно дойти до другого «центра», в котором вырабатываются эндорфины и энкефалины (вместе с эндорфинами участвуют в регуляции поведения и болевых ощущений, воздействуя на опиоидные рецепторы — Wikipedia), оказывающее стабилизирующее и релаксирующее действие,» — рассказывает Вашкин. — «Чтобы этот сложный процесс выделения эндорфинов сработал, импульс должен преодолеть на своем пути множество сочленений (синапсов) между нейронами. Пришедший в нейрон импульс приводит к выделению нейромедиаторов-передатчиков (существует множество разновидностей нейромедиаторов, необходимых для передачи разных типов сигналов, основных 4: дофамин, серотонин, норадреналин и гаммааминомасляная кислота) в синаптическую щель, цепь «замыкается» и импульс идет дальше. Если все работает нормально, то выделяется достаточное количество эндорфинов и состояние нормализуется. Если система работает некорректно, то эндорфинов вырабатывается меньше, чем нужно для нормализации состояния, возникает «остаточное напряжение», что и обуславливает появление таких симптомов, как тревога, агрессия и депрессия — синдром дифицита неудволетворенности. Таким образом, нейромедиаторный обмен (количество выделяющихся нейромедиаторов) напрямую влияет на психоэмоциональное состояние человека, а особенности неромедиаторного обмена являются врожденными — у кого-то недостаток серотонина, у кого-то переизбыток и т. д».
Все методы борьбы с психологическим напряжением можно разделить на «условные» и «безусловные». Эффективность «условных» зависит от чего-либо или кого- либо (еда, спорт, секс, беседа с друзьями, хобби, поездки на природу и т.д) и требует от человека определенных усилий. К сожалению, к выбросу эндорфинов также приводят употребление алкоголя, транквилизаторов и наркотиков. В этом случае для того, чтобы ощутить себя счастливым, не надо долго ждать и что-либо делать — это «безусловные» способы.
При приеме психоактивных веществ осуществляется более быстрый выброс эндорфинов — человек испытывает эйфорию. Возникает феномен «эйфорической памяти», который объясняет переход от «условных» методов борьбы с психологическим напряжением к «безусловным». Организм запоминает это состояние и требует его повторения снова и снова. Со временем наше тело приспосабливается к получению «суррогатного гормонна радости» — увеличивает количество воспринимающих нейромедиаторов рецепторов, прекращает самостоятельно вырабатывать эндорфины, и человеку нужно все больше психоактивного вещества, чтобы добиться желаемого состояния если не эйфории, то хотя бы спокойствия. Именно так и формируется зависимость.
«Алкоголизм или наркомания, по сути, это не постоянное желание употребить психоактивное вещество, а невозможность нервной системы нормально без него функционировать,» — подводит итог Вашкин.
Логично предположить, что для того, чтобы избавиться от зависимости, нужно восстановить собственный нейромедиаторный обмен и естественную выработку эндорфинов. Но можно ли это сделать?
«Со временем, если прекратить употребление психоактивного вещества, нейроны восстанавливаются, но если у человека изначально был нарушен нейромедиаторный баланс, он по-прежнему будет испытывать психоэмоциональный дискомфорт и рано или поздно вернется к «безусловным» способам коррекции своего настроения,» — предупреждает врач-нарколог. — «Чтобы вернуть человеку нормальное психоэмоциональное состояние, нужно привести в состояние равновесия нейромедиаторный обмен головного мозга».
Каждый неромедиатор играет свою важную роль. Дофамин, например, обеспечивает механизмы закрепления положительных и отрицательных эмоций. Дофаминовую недостаточность характеризуют низкий уровень самоконтроля, импульсивность и низкая нормативность социального поведения. Серотонин отвечает за самообладание и эмоциональную устойчивость, контролирует восприимчивость мозговых рецепторов к «гормонам стресса» — адреналину и норадреналину. У людей с пониженным уровнем серотонина снижено настроение, случается депрессия. Гамма-аминомасляная кислота оказывает успокаивающее действие. Избыток, как и недостаток гамма-аминомасляной кислоты, может вызвать бесконтрольное чувство беспокойства.
«В настоящее время методов прямого измерения метаболизма нейромедиаторов в ЦНС не существует, — рассказывает Дмитрий Вашкин, — вернее, он есть, но требует вскрытия череной коробки, что, очевидно, не слишком безопасно в качестве диагностического метода. К счастью, для дофамина, серотонина, норадреналина и гаммааминомасляной кислоты известны гены, кодирующие их метаболизм. Изменения в этих генах ассоциируются с нарушением баланса каждого из нейромедиаторов. В соответствии с найденными отклонениями в генах и результатами психологического тестирования врачи определяют специфические психологические типы, связанные с формированием зависимого поведения и назначают корректирующие препараты (аминокислоты — предшественники нейромедиаторов), диету, дыхательные упражнения и психологические упражнения, позволяющие устранить поведенческие и психоэмоциональные нарушения, постоянно толкающие к поиску «равновесия» с помощью психоактивных веществ. Только улучшив психоэмоциональное состояние человека, научив его контролировать собственные эмоции, изменив деструктивные черты характера, можно говорить о долгой и комфортной трезвости», — подводит итог Дмитрий Вашкин.
То, о чем говорит врач-нарколог, каждый из нас испытывал на себе хоть раз в жизни. Знаете, почему шоколад улучшает настроение? Какао-бобы содержат в себе триптофан, в результате распада которого образуется серотонин (основной запас которого размещена в кишечнике, а остальное — в мозге и тромбоцитах). Вы съедаете шоколадку, организм получает больше серотонина, и мозг в ответ выделяет больше эндорфина, настроение улучшается! Кстати, триптофан еще содержится в бананах, ананасах, сливах, финиках, диком рисе, молочных продуктах и сырах.
И если генетику изменить нельзя, выход один — внимательнее следить за собой и своими близкими, ведь любую болезнь проще предотвратить чем лечить. Обращайте внимание на поведение детей-подростков и не бойтесь обращаться за консультацией к психологам, в случае необходимости. Наполните свой рацион аминокислотами (предшественники нейромедиаторов), занимайтесь спортом («условные» способы улучшения настроение) и тогда, генетика так и останется генетикой, а не перерастет в диагноз.