Можно ли доверять российским лекарствам? На этот вопрос попытались ответить эксперты на прошедшей пресс-конференции.
Законодательная база постоянно усовершенствуется и обновляется. По словам депутата Государственной Думы Разиет Натхо, ежедневно поступают и регистрируются новые законопроекты. За этот созыв относительно обращения лекарственных средств и медицинских изделий рассмотрено более 20 законопроектов. После закона «Об основах охраны здоровья Российской Федерации» самым весомым стал закон «Об обращении лекарственных средств». В марте оперативно были приняты законопроекты, касающиеся регистрации и регулирования отпускной цены как на лекарственные препараты, так и на медицинские изделия. Отдельно Разиет Натхо отметила законопроект, связанный с обезболивающими средствами онкологических и других тяжелых больных. В связи с тем, что организация этого вопроса оставляла желать лучшего и врачи боялись брать ответственность за выдачу препарата, это вызвало большой общественный резонанс. Принятый законопроект снял напряженность. «Конечно, реализация проекта – это уже второй этап, за который несут ответственность органы исполнительной власти на местах», — добавила она.
Законодатель также отметила, что примерно 30% населения пытаются лечиться самостоятельно, что, безусловно, говорит об уровне возможности приобретения лекарств. И второй момент – это информированность населения. Например, в этом году было превышение эпидемического порога по заболеваемости гриппом. Изначально все отреагировали, как на обычное ОРЗ. И только когда стали происходить летальные случаи, настороженность выросла, и люди стали обращаться в лечебные учреждения. Это важно, потому что нужно вовремя обращаться к врачу, когда заболевание еще не запущено.
Сегодня экономическая ситуация требует постоянного мониторинга состояния законодательства. «Важно, чтобы закон приносил пользу. При повышении эпидемического порога органы здравоохранения не смогли среагировать своевременно. Регион должен иметь трехмесячный запас средств к осеннему периоду», — говорит эксперт. Это тот резерв, который обеспечит лекарственными препаратами как население, так и стационар.
Это и понятно, ведь, когда законодательная база создается практически с нуля, а с законом «Об обращении лекарственных средств» так и произошло, она постоянно изменяется и совершенствуется. Но самое главное здесь – контроль за исполнением нормативных документов. О государственном контроле лекарств можно говорить в нескольких ипостасях. Сергей Глаголев, начальник Отдела мониторинга эффективности и безопасности медицинской продукции Росздравнадзора, называет качество, эффективность, безопасность и доступность. Сегодня тенденция такова, что рынок становится более сегментированным, точным, отвечающим потребностям малых групп пациентов. «Если 6 лет назад в нашем распоряжении для контроля безопасности были только спонтанные сообщения, жалобы врачей на серьезные или непредвиденные нежелательные реакции лекарственных препаратов, то за это время система изменилась значительно», — рассказал Глаголев.
Теперь Росздравнадзор может требовать наблюдательных исследований, ведения регистров пациентов, потребления препаратов. Это позволяет точно оценивать частоту реакции, устанавливать факторы риска, что невозможно сделать, просто собирая жалобы». Ни один препарат не безопасен. «Мы получили возможность прогнозировать и минимизировать нежелательные реакции. Это очень важный вопрос. Второй момент – выборочный контроль. Идеология ориентирована на контроль продукта», — отметил эксперт. Кроме того, Росздравнадзор имеем право потребовать контроль с помощью экспресс-методов, которыми оснащены мобильные лаборатории, что позволяет провести контроль буквально на месте.
Как известно, лучшая борьба – это профилактика. В этом плане сейчас в РФ ведутся работы по созданию системы трекинга движения препарата в пределах дистрибьюторской цепочки. Только защита легальной цепочки от инъекций фальсификата позволит пациенту спокойно приобретать препарат. Сейчас готовится законопроект.
Сегодня большинство отечественных препаратов являются воспроизведенными. «В процессе импортозамещения мы максимально открыты для приема сообщений от граждан. Мы не получали информацию, которая свидетельствует о более низком качестве по сравнению с импортными аналогами», — заключил Глаголев.
Безусловно, в системе фармаконадзора ключевую роль играют врачи. Врач-эндокринолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии и диабетологии МГМСУ им. А. И. Евдокимова Алевтина Оранская сказала, что для врачей наиболее важны качество и эффективность препарата. Эти данные получают из клинических исследований, однако нередко в них участвует небольшое количество человек, при этом есть огромный список нежелательных явлений. «Для практической медицины оптимально – наблюдательная программа. Когда у нас уже есть препарат, мы работаем, и врачи говорят свое видение того, что получаем. Наблюдательная программа, в отличие от клинического исследования, позволяет увидеть то, что есть реально, здесь более широкий диапазон. «У меня есть пациентка, которая каждый месяц приносит стопку бумаг по БАДам, по лечению глистами. Я такие новости узнаю! За 25 лет пациенты изменились. Если раньше слушали врача, то сейчас читают газеты, смотрят телевизор, а дальше врачи в стационаре разгребают то, что есть», — возмущена врач.
Отвечая на вопрос «Можно ли доверять российским препаратам», Оранская говорит, что проверенным российским препаратам можно доверять, но мы приучены вслепую верить зарубежным препаратам, а то, что по ним побочных эффектов не меньше, мы об этом забываем. «По тем лекарствам, с которыми я работаю, не могу сказать, что западные препараты значительно выше, чем российские. В определенных сегментах, да. Например, западный инсулин лучше. Но они 72 года работают над инсулинами. А по определенным сегментам, по лечению того же ожирения, диабетических осложнений я могу отметить российские препараты». Эксперты сошлись во мнении, что доверять российским лекарствам можно, но надо внимательно читать инструкцию, соблюдать правила и условия их хранения.
В свою очередь отметим, что при любых заболеваниях стоит консультироваться с врачом. Это самый верный путь к выздоровлению.