Психолог-консультант, экзистенциальный психотерапевт Татьяна Захарцова о флешмобе.
Флешмоб на Facebook вызвал у меня амбивалентные чувства. С одной стороны, это очень важно — называть вещи своими именами: преступление называть преступлением, даже если за это преступление никто не понес наказание. С другой стороны, эпизоды насилия, по моим ощущениям, — очень личное и интимное дело.
По работе я знаю, как масштабно и глубоко проникло насилие во все сферы нашей жизни. И, как человек, я не могу не сопереживать и не сочувствовать людям, пережившим травму насилия. Меня переполняют чувства сожаления, что такая беда случилась с людьми. Бесконечно жаль, и очень страшно.
Если говорить об экологичности происходящего, то нет лучшего рецепта, чем не слушать никого призывающего к огласке или к молчанию. А слушать только себя. Если вам важно, то пишите и читайте, но, если вы чувствуете, что вам достаточно, остановитесь. Опирайтесь в этом рисковом деле на себя, никто не знает, что лучше для вас лучше вас. А если все-таки произошла интоксикация поднятым вашим внутренним материалом или внешним, не стесняйтесь обратиться за помощью, один раз вы это уже пережили, все самое страшное уже случилось с вами. Раньше вы молчали про это, но это жило в вас, как осколок стекла, при каждом движении причиняя боль. Если говорить про самые токсичные чувства вины и стыда, которые испытывает каждый, кто пережил насилие, то про них тоже важно говорить, как бы ни было трудно. Только их называние, признание и проживание может принести облегчение.