Скорая помощь на новых колесах. 250 миллиардов готов вложить в здравоохранение отечественный малый и средний бизнес.
Инвестиционную привлекательность работы в медицинской отрасли для бизнеса можно оценить не менее чем в 250 млрд руб, считает Евгений Фридман, руководитель компаний по аутсорсингу машин скорой помощи. По словам эксперта, сотрудничество государства с частными поставщиками услуг может дать не только быструю выгоду медицинской отрасли, но и выступить комплексным решением ее проблем. И транспортный аутсорсинг позволит провести обновление спецавтопарка медицинских машин повсеместно и оперативно.
«Государственной системе здравоохранения срочно требуются новые экономические подходы. А инвестиционная привлекательность для бизнеса в сфере здравоохранения составляет не менее 250 млрд рублей», – оценивает Евгений Фридман, руководитель компаний по аутсорсингу машин скорой помощи «Новоскор», один из пионеров в сфере предоставления транспортных услуг государственным медицинским учреждениям.
Первую проверку делом сервис, основанный Фридманом, прошел в Перми в 2008 году, затем на транспортный аутсорсинг перешли еще несколько регионов. А в 2016 году Владимир Путин дал поручение Минздраву и Минэкономразвития РФ провести анализ результатов реализации этих проектов, определить возможность и условия их продолжения (Пр-514, п.1). Заключения профильных министров подтвердили: опыт пилотных регионов позитивный.
Экономическая выгода госбюджета от перехода медицинского транспорта на аутсорсинг негосударственному поставщику состоит из нескольких составляющих. Так, прямая экономия регионального бюджета по подсчетам специалистов Пермского края, где проект реализуется 10 лет, составила до 400 млн. руб. Главная часть этой экономии – стоимость новых автомобилей скорой медицинской помощи, поставляемых на государственные станции. Дело в том, что бизнесмен в рамках контракта с госучреждением сам покупает машины, на которых будет производиться обслуживание, снимая эту нагрузку с регионального бюджета. «За 10 лет мы предоставили станциям скорой помощи в Пермском крае 200 спецавтомобилей, каждый из которых стоит 2,3-2,5 млн руб. За это время мы трижды обновили медицинский автопарк, и в нашем регионе износ машин гораздо меньше, чем в среднем по стране. Медики не знают проблем, где брать машины, у кого просить денег, – качество медицинской услуги для населения растет», – отмечает Евгений Фридман. Есть и косвенная экономия. По словам Фридмана, дополнительно сэкономить на каждом компоненте транспортной услуги для госзаказчика бизнесменам удается за счет ее масштабирования и контроля, не теряя при этом в качестве.
«Рыночная ниша B2G (Бизнес для Государства) – уже сформировавшаяся реальность, несмотря на первоначальный скепсис тех, кто ожидал, что бизнесмены будут более заинтересованы в своей прибыли, чем в доступности услуг», – говорит Евгений Фридман, руководитель компаний по аутсорсингу машин скорой помощи «Новоскор». – «За счет привлечения бизнес-схем, четкого контроля и грамотной логистики мы поддерживаем тарифы ниже уровня инфляции, экономя региональный бюджет. Мы полностью обеспечиваем соответствие госстандартам по оборудованию спецмашин и срокам доезда бригад до пациентов, снимая с руководителей медицинских подразделений непрофильные задачи, чтобы медики могли заниматься своим делом, помощью людям» – говорит эксперт.
Помимо прямого эффекта оздоровления отрасли, в практике транспортного аутсортинга есть еще два важных момента. Во-первых, получить заказ от государства могут не только представители крупного бизнеса, что снижает опасность образования монополии и развивает конкуренцию. Во-вторых, никаких государственных преференций, льгот, особых условий те компании, которые выигрывают государственные тендеры, не приобретают, их выгода зависит исключительно от прозрачности и эффективности бизнес-процесса. А это значит, что выигрывает не только медицина и граждане-потребители медицинских услуг, но и экономика в целом.
«Мы инициировали эти процессы, стали в каком-то смысле «драйверами» идеи, но никто не гарантирует нам победу в любом конкурсе, в любом регионе – говорит Евгений Фридман, руководитель компаний по аутсорсингу машин скорой помощи «Новоскор». – «Конкурсная документация настолько прозрачная и понятная, что подать заявку на тендер может любой, и победит тот, кто предложит государственному заказчику лучшую цену».