На сцене особенности человека становятся его достоинствами, так говорят про тех людей с особенностями психического развития, которые на сцене воплощают себя и реабилитируются.
В Москве продолжаются мероприятия в рамках Месяца в поддержку людей с особенностями психического развития. Это инициатива фонда «Качество жизни», которая направлена на снижение социальной изоляции таких людей, признание их прав и возможностей. Среди ярких проектов Месяца – мастер-классы по арт-терапии для специалистов, которые работают с людьми с особенностями психического здоровья и развития. В начале недели режиссер Андрей Афонин и хореограф Татьяна Коновалова провели очередное занятие, посвященное терапиитеатром, и доказали: познавая свое тело, человек познает и лечит свою душу.
Арт-терапия становится все более популярным элементом комплексных реабилитационных программ. В процессе творчества человек бессознательно воплощает тревожащие его проблемы, фиксирует вытесненные из подсознания моменты, которые могут становиться причиной психических расстройств, получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, выразить свои эмоции. Но очень важна квалификация ведущего арт-класса, и соответственно, его профессиональная подготовка и доступ к лучшим практикам.
Режиссер интегрированного театра «Круг II» Андрей Афонин и хореограф Татьяна Коновалова провели занятие, на котором показали, как сформировать ответственное поведение через осознание своего тела и развить телесное и пространственное мышление с помощью танца. Здесь играют люди с различными особенностями развития. Перед тем, как выйти на сцену, они проходят многочисленные тренинги, где учатся чувствовать себя, пространство и другого человека.
«На самом деле, мы занимаемся не совсем арт-терапией, — рассказывает Андрей. – Мы занимаемся творчеством, создаем произведения искусства. Арт-терапия в классическом понимании не делает этого. Но в работе мы используем часть терапевтических приемов: мы так же, как и терапевты, помогаем человеку раскрыться. Но цель наших занятий в театре – это создание спектакля. И эта цель дает возможность мотивировать человека к саморазвитию, так как он знает, к чему стремится. Для нас важно выражение человека с особенностями. Важно, чтобы особенности человека на сцене становились его достоинствами».
Все участники выполняли упражнения, которые делают актеры театра, все были заинтересованы. В инклюзивном театре этот процесс может занимать месяцы, в зависимости от заболевания актера. На мастер-классе преподаватели постарались уместить эти упражнения в 3 часа, но времени все равно оказалось недостаточно.
Если бы во время занятия в зал зашел незнающий человек, он бы решил, что люди просто делают зарядку. На самом деле, каждое упражнение в этой программе имеет особенный смысл. Идя от простого к сложному, участники тренировались чувствовать сначала свое тело, затем окружающее пространство, и только потом – других людей. Только к середине занятия группа дошла до работы в парах: например, двое должны были соприкоснуться ладонями и давить друг на друга.
«Так, через отдачу веса, человек учится контактировать с другими людьми, – говорит Татьяна. – И уже вне занятий обычные контакты с окружающими даются ему значительно легче. Все принципы коммуникации сначала отрабатываются телом, а затем постепенно переходят в сознание».
На мастер-класс пришли те, кто работает с людьми с психическими особенностями: руководители творческих коллективов, специалисты психо-неврологических интернатов и психиатрических клиник в области медицинской и социальной реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний, клинические психологи и др. Многие из участников уже не в первый раз посещают такие занятия: они раньше бывали на летней школе театра.
Вадим Тетиев руководит в Сочи инклюзивной творческой мастерской для детей «Не игрушечный театр», где занимаются дети от 7 до 10 лет с различными проблемами развития.
«Мы работаем с детьми, которые болеют ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, – говорит Вадим. – У них очень много проблем с коммуникацией, потому что дети с такими диагнозами – это индивидуалисты, они держатся на расстоянии от других людей. Все упражнения в нашей мастерской строятся на игре, чтобы актеры не потеряли интерес. Уже после первого спектакля мы увидели разницу в поведении детей: они сплотились, стали лучше чувствовать друг друга».
Для людей с психофизическими особенностями также важен самоконтроль, возможность самому решать, что делать в определенный момент. Чтобы показать это наглядно, Андрей предложил участникам свободно двигаться по залу под музыку. Это достаточно простое задание может вызвать проблемы у людей с нарушениями развития, потому что очень часто их с самого детства учат делать только то, что им велят. Поэтому задания, где есть выбор, вызывают у них затруднения.
Театральные студии, где занимаются с людьми с особенностями психического здоровья и развития, есть и в больницах. Вячеслав Шанин руководит таким театром в химкинской больнице.
«Многое из того, что мы изучаем сейчас на мастер-классе, очень сложно сделать в условиях больницы, – говорит Вячеслав. – У нас нет собственного помещения, поэтому мы занимаемся в столовой, и занятия проходят только раз в неделю. За это время, конечно, невозможно научить человека понимать и чувствовать другого. Но в больнице мы даем толчок к дальнейшим самостоятельным действиям. Мы показываем, что можно жить по-другому. А дальше, если человеку понравилось, он может продолжить заниматься уже вне больницы. Во время наших микрозанятий мы стараемся помочь пациентам разрешить их проблемы в общении с близкими, потому что этих проблем на самом деле немало».
Все упражнения, которые участники изучили на мастер-классе, помогают людям с особенностями психического развития не только успешно играть в театре, но и становиться более самостоятельными и адаптированными к обычной жизни. А это значит, что у них появляется шанс на преодоление изоляции и социализацию.