Симптоматика заболеваний, методы диагностики и лечения — больше медицинская энциклопедия не нужна, чтобы узнать все, что нас интересует. Однако насколько найденная информация соответствует действительности? Как проверить достоверность сведений, полученных в Интернете?
Этим вопросам посвящен проект «Достоверно о здоровье. Развитие основ медицинской грамотности и информационной культуры», организованный некоммерческим фондом «Национальный фонд развития здравоохранения». О проекте рассказала Елена Стефанюк, директор фонда, заместитель председателя Координационного совета по донорству крови при Общественной палате Российской Федерации, член Общественного совета ФМБА России.
– Елена Ивановна, почему Фонд занялся такой глобальной темой, как достоверность информации в Интернете, фактчекинг и медиаграмотность? Связано ли это с пандемией и возросшим количеством фейковых новостей в сети?
– Пандемия, безусловно, изменила отношение общества ко многим аспектам социальной жизни, в том числе к донорству крови и ее компонентов. Ситуация с распространением коронавируса постоянно осложнялась, что спровоцировало появление целого ряда недостоверной информации. Например, только в марте 2020 года было зафиксировано свыше 9500 ложных сообщений и постов в социальных сетях о массовом заражении доноров коронавирусной инфекцией. Эта искусственно создаваемая паника и низкая медицинская грамотность населения привели к тому, что существенно снизилась донорская активность. В результате впервые с 2012 года эксперты начали говорить о скором дефиците донорской крови. А ведь эта область раньше считалась малопроблемной!
В то же время людям свойственно доверять тому, что они видят и читают в Интернете. Порядка 44% опрошенных в одном из исследований заявили, что если им понадобится быстро снять симптом или избавиться от боли, они будут искать решение в Интернете. На втором месте (37%) — спросить совета у родственников и друзей. И лишь 21% опрошенных обратится к врачу.
Порядка 44% опрошенных в одном из исследований заявили, что если им понадобится быстро снять симптом или избавиться от боли, они будут искать решение в Интернете.
Это подтверждается активностью пользователей, в частности, в отношении вопросов, касающихся здоровья. Так, каждую минуту поисковик «Яндекс» обрабатывает свыше 5 тыс. запросов о здоровье, Google — больше 7 тыс. В YouTube различные видео на тему здоровья набирают порядка 12 млн просмотров в месяц.
Несмотря на то, что информации в Интернете уделяется столько внимания и доверия, гарантировать ее достоверность нельзя. И это, опять же, подтверждается статистикой. Согласно опросу ВЦИОМ, в 2019 году 31% россиян сталкивались с недостоверной информацией в сети. При этом каждый второй россиянин не может отличить подлинную информацию от фейковой новости.
Все это подтолкнуло нас к тому, чтобы создать социальный проект, направленный на повышение медиаграмотности населения. Благодаря такому проекту люди смогли бы получать достоверные сведения как о донорстве крови и ее компонентов, донорстве костного мозга, так и в целом о здоровье.
Мы участвовали в конкурсе грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. И наш проект получил поддержку Фонда президентских грантов.
– С чего вы начали реализацию проекта? Кто ваша целевая аудитория?
– Мы начали создавать качественный контент, направленный, в том числе, на повышение медиаграмотности населения. Нашей целевой аудиторией стали граждане от 25 до 65 лет, которые активно пользуются Интернетом и заинтересованы в получении качественной достоверной информации. Это не только обычные пользователи, но и представители социальных некоммерческих организаций, волонтеры и активисты, работающие в сфере охраны общественного здоровья, журналисты и блогеры.
– На основе чего формировался контент?
– За основу мы брали результаты социологических исследований, опросов, изучали запросы аудитории. Мы провели масштабное всероссийское исследование, в котором приняло участие около 3900 человек. Опрос, организованный совместно с ВЦИОМ и при поддержке Координационного совета по донорству крови при Общественной палате Российской Федерации, длился с 29 декабря 2020 по 30 января 2021 года. В итоге нам удалось выявить основные запросы и интересы россиян.
На первом месте оказались вопросы, связанные с различными заболеваниями, с которыми сталкивается сам человек или кто-то из его близких. В том числе — коронавирусная болезнь. Не менее популярной оказалась тема вакцинации, а также получение качественной медицинской помощи при коронавирусе. Вопросы, касающиеся здорового образа жизни, правильного питания и спорта, также интересуют россиян.
При этом наибольшего доверия по обозначенным темам удостоились врачи и медицинские работники, официальные сайты медицинских организаций и информационные стенды в медучреждениях. А вот различным сайтам, газетам и журналам и другим СМИ доверяет примерно 19–35% опрошенных. Меньше всего доверия вызывают группы и блоги в социальных сетях.
Чтобы повысить грамотность населения в сфере донорства, мы также провели опрос и на эту тему, выявив основные заблуждения и стереотипы по данной теме.
Наибольшего доверия по обозначенным темам удостоились врачи и медицинские работники, официальные сайты медицинских организаций и информационные стенды в медучреждениях.
Все наши наработки и результаты исследований мы представляли на профильных мероприятиях и конференциях, коммуникационных площадках в Москве, Республике Дагестан, Чеченской Республике и, конечно, на площадках нашего проекта и фонда, а также на сайтах Rideró и «Литрес».
– Одно дело — изучить запросы, другое — их удовлетворить. Как решили эту задачу?
– Вы правы: наше масштабное исследование стало первым шагом, определило направление нашего развития, помогло понять, что именно нужно аудитории. Дальше мы поставили перед собой цель предоставить достоверную информацию, отвечающую запросам пользователей. Мы создали интернет-портал «Достоверно о здоровье» dostovernozdrav.ru, где стали публиковать статьи, инфографику, различные видео и интервью с экспертами. Что важно — каждый материал основан на мнении авторитетных медицинских экспертов и принципах доказательной медицины.
При этом мы постарались подавать информацию в разных форматах, то есть не только текстовые материалы, но и визуальные. Во многом людям проще через видео или картинку воспринимать информацию. Кроме того, востребованный формат мультипликации позволяет не только доходчиво рассказать о той или иной теме, но и показать такие сцены, которые при реалистичной съемке были бы чрезмерно натуралистичны.
Особо хочу отметить и то, что мы добавили разделы «Мифы и факты» и «Вопрос-ответ», где разобрали вопросы и аспекты, касающиеся здоровья, которые больше всего интересуют нашу аудиторию.
На портале добавлен и навигатор проверенных профильных сайтов и порталов о здоровье, донорстве, онкогематологии, вирусологии, где публикуется достоверная информация.
Наша задача — помочь людям сориентироваться во всем многообразии интернет-ресурсов на тему здоровья, понять, как отличить ложную информацию от достоверной, повысить медиаграмотность.
На основе этого сайта мы подготовили как электронный, так и печатный путеводитель по материалам Национального фонда развития здравоохранения, который будет опубликован на Rideró.
Мы также создали более узконаправленные сайты: лендинги о донорстве крови и ее компонентов donor.dostovernozdrav.ru и донорстве костного мозга km.dostovernozdrav.ru.
– Насколько мне известно, вы проводили и образовательные вебинары. Почему был выбран этот формат? И планируете ли вы проводить новые онлайн-встречи с пользователями?
– Как я уже сказала, наша задача — помочь людям сориентироваться во всем многообразии интернет-ресурсов на тему здоровья, понять, как отличить ложную информацию от достоверной, повысить медиаграмотность. И, действительно, образовательные сессии и вебинары — один из способов достижения наших целей. Поэтому совместно с Центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ и онлайн-университетом OnlineTeach мы провели две образовательные серии, все материалы которых доступны в нашем путеводителе и на сайте dostovernozdrav.ru.
Формат себя оправдал — такая подача интересна слушателям. Поэтому мы планируем расширять эту сферу и хотим привлечь к данному формату больше участников, в том числе старшую возрастную группу, а также подростков и юношество.
Источник: МЕД-инфо