Часто мы слышим, что психологи и психиатры остаются антагонистами в подходах к работе с пациентами. Андрей Шмилович, врач-психотерапевт, психолог, решил создать новый метод работы. Идея базируется на инновационной стратегии, которая, как уверяют эксперты, существенно повысит уровень диагностики и ускорит восстановление людей с разного рода психологическими проблемами и психическими расстройствами.
— Андрей Аркадьевич, как пришла идея создать центр с таким методом работы?
— Идея создания центра пришла из многолетнего опыта практической деятельности психиатра и психолога. К сожалению, в традиционной практике принято разделять работу психолога и психотерапевта. Эти специалисты по-разному видят одни и те же состояния, и в большинстве случаев их рекомендации напоминают басню про лебедя, рака и щуку. Особенно часто такое происходит в случаях так называемой пограничной психической патологии – депрессивные и тревожные состояния, расстройства сна, утомляемость, головные боли, неприятные ощущения в различных частях тела, раздражительность и т. п. В этих случаях любой врач понимает, что его возможности ограничены. Решая медицинские задачи, он оказывается беспомощным в коррекции психологических проблем своего пациента, так как для этого ему не хватает знаний и квалификации. В нашем центре нам удалось гармонично объединить эту противоположность во взглядах врача и психолога, не нарушая их уникальность. В результате происходит потрясающий альянс двух истин, которые дополняют друг друга, стирая недостатки и удваивая достоинства двух подходов.
Сама идея интуитивно понятна и логична для любого грамотного практикующего психиатра и психолога. Однако, для ее реализации и от психиатра и от психолога необходим определенный компромисс, который в подавляющем большинстве случаев до сих пор не удавалось достичь ни в научном, ни в практическом поле. Мне и моему ко-терапевту-психологу удалось этот компромисс найти. Думаю, что у меня это получилось, потому что я долгое время занимался изучением и преподаванием обеих дисциплин — психиатрии и медицинской психологии.
Первичный прием клиента ведут сразу два специалиста — психолог и психотерапевт. В результате одномоментной полипрофессиональной оценки душевного состояния человека появляется возможность полнее и разностороннее определить характер проблемы. В дальнейшем происходит динамичное перераспределение психиатрической и психологической помощи в зависимости от изменений психического состояния человека, постоянный мониторинг которого продолжают осуществлять оба специалиста.
— Некоторые в России к психиатрии и психотерапии все же относятся настороженно. Кто – ваши пациенты?
— Потенциальные клиенты центра – это психически здоровые люди, имеющие психологические проблемы, а также люди с различными формами психических расстройств, готовые сами прийти за психиатрической помощью. Могут обратиться и родственники людей, нуждающихся в психологической и психиатрической помощи.
В 2012 г. в России на учете у психиатра состояли более 4 млн человек. И это только официальная статистика, учитывающая преимущественно наиболее тяжелые формы душевных болезней. Фактическое же число людей, страдающих психическими расстройствами, намного выше. Многие из них обращаются к специалистам соматического профиля (терапевтам, хирургам, неврологам и др.) либо посещают экстрасенсов, колдунов и т. п. Подавляющее большинство людей, страдающих не тяжелыми пограничными психическими расстройствами, вообще остаются вне поля зрения официальной психиатрии и не получают необходимой помощи. Между тем, даже нетяжелые душевные заболевания существенно ухудшают качество жизни человека, мешают его работе и семейной жизни. Столь неохотное обращение к психиатрам обусловлено многими причинами: негативным отношением общества к душевнобольным и их близким (социальная стигма), при котором все люди, страдающие душевными расстройствами, рассматриваются как опасные или неполноценные, страхом перед психиатрами и психиатрией, недоверием к официальной медицине в целом.
Интересно, что нередко душевно больные люди, не считают себя больными. Этот парадокс, как и многие другие, хорошо известен и понятен психиатрам. Такое наблюдается при многих психических заболеваниях и относится к одному из важных диагностических критериев. Ну а если вы усомнились в своем здоровье и пришли к психиатру для того, чтобы перестраховаться, то это может говорить лишь о вашей цивилизованности и высокой культуре. Как правильнее поступить если у вас поднялась температура и заболел живот? Сидеть дома, терпеть и надеяться на авось или пройти обследование, чтобы исключить болезнь? Если на первичной консультации врач-психиатр делает заключение «психически здоров» — это ли не повод для позитивных эмоций и успокоения?!
— Расскажите, как организована работа психолога и психотерапевта?
— Во время первичной консультации около часа на равных условиях ведут беседу трое: клиент, клинический психолог и психиатр-психотерапевт. В диалогах всех участников этого треугольника каждый находит для себя ответы на актуальнейшие вопросы. Психолог распознает структуру характера человека, его внутренние комплексы и противоречия, нащупывает основные «мишени» будущей психологической коррекции, иными словами, проводит «рентгеновское исследование» души. Психиатр-психотерапевт собирает и систематизирует анамнез, данные клинических и лабораторных исследований, сделанных ранее, оценивает психическое состояние пациента через свой диагностический аппарат, состоящий из симптомов, синдромов и патологических расстройств. Ну а клиент уже на первой консультации получает квалифицированные ответы на множество вопросов, касающихся его душевного дискомфорта. После непродолжительного и кулуарного консилиума (5-10 мин) психолог и психиатр находят точки соприкосновения своих заключений и определяют алгоритм действий (конечно, у каждого свой). Эти действия в дальнейшем продолжают оставаться содружественными, так как психолог и психиатр делают свою работу открыто друг для друга и корректируют ее в зависимости от изменений психического состояния.
— Лекарственные препараты у врача — данность, психолог не имеет права назначать медикаментозное лечение. Как будет происходить работа с клиентом? Будут ли применяться лекарственные препараты?
— Все случаи нарушения душевного равновесия подразделяются после первичной консультации в три группы. Первую группу можно обозначить как «психическое здоровье». Этим людям предстоит активная работа с психологом по коррекции своих душевных переживаний различными психологическими методами, «выравнивающими» перекосы души в границах психической нормы. Психиатр здесь фактически не нужен. Он лишь на всякий случай будет находиться на чеку, если вдруг на каком-либо этапе психокоррекции на поверхность выйдут чересчур тяжелые эмоции. Ко второй группе относятся клиенты с пограничным психическим состоянием, их большинство. Здесь особенно важен комплексный подход, поэтому в работе с ними применяется как психологическая, так и психотерапевтическая, психиатрическая помощь. Эти пациенты в последующем посещают приемы как психологов, так и психиатров, получая как психологическую, так и психотерапевтическую поддержку. В некоторых случаях применяются легкие медикаменты – только по назначению врача, но с оценки общего состояния психологом. В третью группу входят пациенты с психическими расстройствами, лечение которых проводится методами психотерапии и психофармакотерапии. Безусловно, первую скрипку здесь играет врач, однако по мере улучшения психического состояния постепенно к реабилитационной работе подключается и психолог. Ведь душа, избавившись от болезни, нуждается в успокоении и гармонии.
— Какие еще методы реабилитации, восстановления психического здоровья человека, как традиционные, так и инновационные, будут использоваться в работе?
— Мы собрали команду профессионалов, как в области психиатрии, так и психологии. Наши врачи имеют большой стаж лечебно-диагностической работы и специализируются в разных областях психиатрии и психотерапии. В арсенале психологов самые разнообразные техники, такие как телесно-ориентированная терапия, медитативные практики, арт-терапия, терапия творческим самовыражением, групповая психокоррекция, семейная терапия, трансактный анализ и др. Уникальные результаты, полученные за последние два года при использовании нашего инновационного подхода, объединившего специалистов двух областей, в сочетании с многолетним опытом высококвалифицированных специалистов позволяют нам с большим оптимизмом смотреть в будущее.
Фото из личного архива
2 комментария
интересное направление, нужное …медицинская полифония…нечто такое созревало в неврологии в виде МДБ и рухнуло по причине отсутствия финансирования ОМС и фактической нищеты…
Андрей, а когда созревало?