Психолог, сказкотерапевт «Фонда Яны Поплавской» Анна Бену рассказала Оксане Плисенковой, о чем нужно говорить с детьми и как познать самого себя.
— Что такое сказка и сказкотерапия?
— Сказка, на мой взгляд, — это наша жизнь с положительными и отрицательными героями, волшебными тайнами, ведущими к познанию самих себя, взлетами и падениями, борьбой и освобождением своей души из плена иллюзий. В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где мудрость — Жар-птица, царь — разум, Кощей — пелена заблуждений, Василиса Прекрасная — душа… В сказках заложены определенные архетипы, которые присущи каждому человеку. Психологи и сказкотерапевты ими пользуются, для того чтобы корректировать поведение ребенка и помогать ему в жизни делать созидательный выбор. Этим исследованием занимался Юнг, Мария-Луиза фон Франц, Фридель Ленц. Я продолжила и поняла, что и сказка, и миф — это наиболее быстрый язык взаимодействия с душой человека. Например, зло находится в каждом из нас (негативное начало), в каждой сказке происходит победа над негативным началом. И в сказках, и в мифах показываются пути, каким образом это можно сделать, пути трансформации.
Многим сказкам — тысячи лет, а мы до сих пор их любим. И сказки Древнего Египта в том числе, несмотря на то, что цивилизация умерла, нам они нравятся. Почему? Потому что они созвучны нашей природе. Образы и символы, заложенные в них, архетипичны. И борьба с Сетхом, например, в мифе об Исиде и Осирисе, — это борьба с нашим хаосом, который находится внутри каждого из нас: со своей ленью, жадностью, гордыней, хитростью или агрессией, которые существуют в каждом человеке. И каждый миф показывает, как от этих качеств можно освободиться.
Например, наши русские сказки говорят о борьбе со змеем Горынычем или Кощеем бессмертным. В мифах Древней Греции — это борьба Геракла с Лернейской гидрой, Персея с медузой Горгоной и т. д. И если спросить ребёнка, где находится зло, безотносительно к религии, то большинство детей говорят, что здесь и кладут руку на грудь. Если спросить ребенка: «Если бы человека не было на планете, то существовало бы зло? Обычно дети рассуждают про инстинкты зверей, но не находят в них зла и разрушения, угрожающего всей планете. Рассуждая, дети приходят к выводу, что если бы человека не было на земле, то никакое существо ядерной войны бы не сделало. Только люди способны совершать именно зло в нашем понимании как разрушение.
И далее, если это находится в нас, то с кем борется главный герой? Это следующий вопрос. И у детей происходит откровение. Получается, что главный герой борется со злом внутри себя. Получается, что сказка уже не про отвлеченного Ивана-Царевича или Геракла, или Осириса, а про каждого из нас. И далее к сказкам даются ключи: почему нельзя к самому себе подходить с мечом, казнить себя за ошибки. Вот, например, почему Кощей бессмертный. Сколько ни сражайся с собственным злом, негатив от этого не уменьшится. Как часто мы себя не любим за то, что совершили ошибку. Но невозможно их не совершать, познавая себя и мир, мы учимся, это наш опыт. Но если мы будем при этом себя за это казнить, то Кощей будет бессмертным. Таким образом мы негативное начало в себе только расширяем, увеличиваем и уже нет возможности выбраться из этого негатива.
А сказки говорят, что прежде чем найти смерть Кощея — источник хаоса, нужно найти друзей – свои позитивные качества – и осознать их. У Ивана появляются друзья — волчица, ворон, медведь. Волчица — смелость, ворон — мудрость, медведь — сила. Смерть Кощея находится в зайце, заяц в утке и, если спрашивать детей, например, а где же это все находится? Заяц — это же страх. Все на него нападают, он вынужден прятаться и убегать. И страх живет в каждом из нас. Внутри страха утка. Во многих культурах все, что летает соотносится со сферой мысли. В русской культуре все, что на небе, — это мыслительная сфера. Мысли соотносятся с небесной сферой. Соответственно, и всё, что летает. Но мысли могут быть и добрыми, и не добрыми. Утку Кощея можно сравнить со разрушительными мыслями, которые нужно поймать и которые внутри страхов плодятся, возникают, рождаются. И если их поймать, осознать, то можно найти яйцо, корень того зла, откуда все происходит, откуда рождается этот негатив. Волчица — смелость, догоняет зайца — страх. Ворон — мудрость, созидательные мысли, догоняет утку — разрушительные мысли. В пустом яйце Кощея нет зародыша жизни, есть только скорлупа и игла без нити. Эта игла ничего не сшивает, не соединяет, лишь протыкает и причиняет боль. Корень негативных проявлений в тех мыслях и эмоциях, которые разъединяют, разделяют целостность, разрушают. Путь к освобождению от них – в взращивании позитивных, созидающих мыслей, чувств и поступков. Когда мы концентрируемся на плюсах, на позитивном, на преображающих открытиях, познании, минусы тают, и Кощей исчезает.
— Вы недавно провели сказкотерапию для детей фонда Яны Поплавской. Как вы считаете, быстро ли дети раскрепостились, чего детям обычно не хватает, чтобы открыть себя? Может быть, поддержки взрослого, любви, заботы?
— Да, вы правы! Дети хотят открывать себя и мир, это заложено в природе человека. И если это желание в них угасло, то, скорее всего, это произошло из-за невнимания взрослых.
Сказкотерапия была проведена в египетском зале ГМИИ им. Пушкина. Дети не сразу раскрепостились. Все эти дети пережили тяжелую жизненную ситуацию. И естественна первая реакция — закрыться и оградить себя от новых равнодушных взрослых, занятых собой. И когда дети понимают, что конкретно к нему проявляют внимание, задавая вопросы, вместе творя песни и сказки, когда чувствуют, что взрослые вместе с ними творят — вот этот момент сотворчества открывает двери доверия. Дети понимают, что к ним относятся не с позиции сверху вниз, а с позиции равноправных первооткрывателей. Когда мы создаем сказки, это совместный путь открытий, то сказкотерапевт открывает для себя новую вселенную ребенка и поэтому может направить его в трудный момент сказки, когда сценарий вдруг зашел в тупик или сказка получила трагическое окончание. Задавая ребенку нужные вопросы, можно трансформировать негативный сценарий и обрести позитивное продолжение пути.
— Каков ваш творческий путь? Как вы пришли к сказкотерапии? Как и когда вы для себя поняли терапевтическое влияние сказки на человека?
— Это направление возникло в результате работы с детьми в школе, а затем со студентами. Исследуя влияние сказки и мифа на сознание, я написала научно-популярную книгу «Символизм сказок и мифов народов мира». Начиналось исследование около 20 лет назад. Мы вместе с детьми рассуждали о добре и зле в сказках и мифах на уроках. И вот однажды я вошла в класс, где мальчишки давали друг другу тумака. И подойдя к ним тихо, также тихо спросила: «Где живет зло?» Мальчики сразу перестали драться, потому что из сферы агрессии вопрос перевел их в сферу мыслительную. Они задумались, и один из них хлопнул себя по груди. «Здесь!», — воскликнул он, а мышцы его уже расслабились и драться уже не хотелось. «А кто хозяин этого зла?» — спросила я. «Я», — воскликнули оба хором. «А сейчас? Кто хочет быть его рабом? (рабом собственного негатива, собственной агрессии)» — задала еще один вопрос, и мальчики глубоко задумались, но драться уже никто не хотел. Каждый человек хочет быть хозяином самого себя, хозяином своих проявлений. Когда ребенку становится понятно, что обида, гнев, лень, страх — это качества, которые он может контролировать, управлять, быть хозяином, у него появляется мотивация быть царем самого себя. Не потому, что взрослые сказали, не потому, что злиться и разрушать нехорошо, а потому, что тогда эти негативные проявления управляют человеком и он перестает быть хозяином себя.
— Почему даже взрослым порой кажется, что нас обижают? Как с помощью сказки можно преодолеть чувство обиды? Ваши советы.
— Когда мы испытываем чувство обиды, мы становимся в этот момент жертвой обидчика и обстоятельств. Известный персонаж, которого очень обижали мачеха и сестры — Золушка. Почему у нее все получается и в итоге именно она становится женой принца? В начале сказки она — жертва. Мачеха и сестры заставляют ее выполнять всю работу по дому, а награды за это она никакой не получает, живет либо на чердаке, либо у очага, в золе. Напомню символику дома (дом, космос и человек тождественны): крыша — голова человека и мир небесный, сруб — тело человека и четыре стороны света, подпол — ноги человека и мир загробный. Очаг или печь — это сердце. Место Золушки у очага — сердца или на чердаке — это мир небесный, связь с мудростью. Качества Золушки — терпение, трудолюбие, доброта, любовь. Несмотря на то, что ее унижают, она не окружает себя обидами на злую судьбу, пославшую мачеху с сестрами. Всю работу она делает с чувством радости, она любит жизнь, любит труд, любит судьбу. И все же она не смиряется полностью со своим положением: она тоже хочет на бал, мечтает о принце. И вот эта радость и любовь, с которыми она живет и трудится, рождают в ней же самой волшебницу-фею, дарующую туфельки, карету и платье. Почему принц именно по туфельке узнает суженую? Он не помнит ее в лицо? Ноги — это наш путь, соответственно все, что носится на ногах — символ нашего пути. Сначала у Золушки тяжелые деревянные башмаки — это путь труда над собой, гранение себя, чтобы в результате появились туфельки хрустальные — преображенный путь, чистый, прекрасный. Именно поэтому туфелька не подходит другим девушкам — тем, кто не прошел по дороге терпения, надежды, воли, щедрости, любви. Эта сказка говорит о том, как, даже находясь в ситуации, где человек становится жертвой, не чувствовать себя жертвой, не впадать в чувство обиды и какие мысли и эмоции освобождают от состояния жертвы и награждают. Благодарность за все – это чувство радости, чувство любви. Всегда, когда мы осознаем, что наше состояние можно назвать «минус», нужно искать как переключить себя на «плюс». Большинство сказок народов мира разными способами об этом говорит.
— Кому показана и полезна сказкотерапия? Что она позволяет понять?
— Сказкотерапия способна трансформировать состояние детей и взрослых, корректировать поведение, расширять границы мировоззрения, тем самым показывая направление безграничного познания себя и мира. Вспомнился такой пример. Я взяла в свой класс мальчика, на которого повесили ярлык дебила и отчислили. Он не любил учиться, не реагировал на происходящее в классе. Но когда я рассказывала сказки и мифы, он оживлялся и явно слушал. Потом я задавала вопросы: есть ли у главных героев потолок в развитии? Есть ли предел? И мы приходили к выводу, что мы любим главных героев за то, что у них нет потолка. Постепенно мальчик, заинтересовавшись сказками, стал видеть героя в самом себе, героя, у которого нет потолка. К концу года все забыли, что когда-то на нем висел ярлык «дебила». Он хорошо учился и обрел друзей. Мальчик оказался очень добрым, но очень стеснительным и ранимым.
Сказкотерапия помогает работать с такими качествами, как хитрость, жадность, ложь, детские страхи и т. п. Читайте сказки вместе с детьми, задавайте вопросы, рассуждайте о смысле. Это прекрасная дорога к познанию самих себя.
1 комментарий