Роспотребнадзор недавно заявил, что некоторые граждане не уделяют должного внимания происхождению и качеству предлагаемой им медицинской продукции, невнимательно относятся к выбору учреждения и врача, оказывающих косметологические услуги.
Ксения Евгеньевна Авдошенко, пластический хирург, член профильной комиссии Минздрава РФ по специальности «Пластическая хирургия», кандидат медицинских наук, отвечает на актуальные вопросы по пластической хирургии.
— Кто и для чего сегодня обращается к пластическим хирургам?
— В наши дни самые востребованные операции связаны с коррекцией возрастных изменений в области лица. Сегодняшним трендом в пластике считается малоинвазивная хирургия, высокотехнологические эндоскопические технологии, позволяющие с минимальными разрезами видоизменить анатомию лица в лучшую сторону. Благодаря им женщина становится моложе внешне и при этом не теряет естественности черт лица без заметных следов от операции. Если говорить о теле, то здесь самые популярные процедуры — это коррекция формы груди и липосакция. Самая востребованная на сегодня операция и среди женщин, и среди мужчин — это блефаропластика (коррекция век). На втором месте в женском списке значится маммопластика, а у мужчин — ринопластика.
— Каков процент неудачных операций, с чем эти неудачи связаны?
— Неудачные операции за очень редким исключением — это последствия обращения к специалистам «серого рынка». «Серый рынок» красоты существовал всегда и стал активно расти в кризис. Пациенты в целях экономии посещают косметологов-надомников, предлагающих более низкие цены. В домашних условиях, как правило, делаются процедуры, связанные с различными видами инъекций, — мезотерапия, биоревитализация, контурная пластика, ботулотоксины. Это классический список услуг косметолога, который принимает на дому или готов выехать к клиенту с чемоданчиком. Пациент должен знать, что в домашних условиях невозможно соблюсти все правила асептики и антисептики. Помещение клиники должно отвечать определенным строгим санитарным требованиям. Важно помнить, что никто не защищен от развития аллергической реакции на введение местного анестетика или препарата для мезотерапии, в специализированной клинике всегда имеется все необходимое для снятия аллергической реакции и профилактики анафилактического шока, что невозможно сделать на дому! Стоит отметить, что все процедуры должны проводиться только сертифицированными специалистами, которые владеют правильной техникой введения препаратов. Помимо прочего, «уколы красоты» на дому могут делаться из контрафактного материала. На «сером рынке» обращаются и несертифицированные препараты, не имеющие подтверждения эффективности и безопасности.
— Как обезопасить пациентов от неспециалистов?
— В отечественной эстетической медицине удалось достичь уровня качества и профессионализма общемирового уровня. Важно, что этот высокий уровень поддерживается не только в Москве. Значительный объем рынка пластической хирургии занимают наши коллеги из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Перенасыщение рынка неквалифицированными хирургами в начале 2000-х и высокий процент оказания некачественных медицинских услуг в сфере эстетической и реконструктивной хирургии закономерно привели к реформам. Сегодня пластическая хирургия пережила кризис перепроизводства кадров. Минздрав ужесточил квалификационные требования. Прежде чем назваться пластическим хирургом, специалист проходит очень долгий процесс обучения. Тем не менее шанс встретиться с некомпетентностью все еще существует. Необходимость проведения пластической операции определяется желанием самого пациента, а выбор специалиста зачастую осуществляется исходя из собственных финансовых возможностей. Совет один – не экономить на собственном здоровье, доверять себя грамотным врачам, легальным клиникам.
— В Краснодаре 29-летнему фельдшеру, который в октябре 2015 года пострадал от медведя, создали новое лицо из его же костей и кожи. Можно ли было раньше предположить, что такое будет возможно?
— Медицина, как и любая наука, движется вперед. И такие операции теперь становятся реальностью. Для человека, попавшего в беду, появилась еще одна возможность вернуть себе полноценную жизнь. Пластическая хирургия в наше время находится на острие научного прогресса. Менее года назад произошло знаменательное событие, настоящий прорыв, четко характеризующий современное состояние медицины в России. Наша страна вошла в список государств, где успешно проведена аллотрансплантация. Это трансплантация сложного комплекса тканей лица — операция наивысшей степени сложности. Каждая третья попытка такой операции в мире до сих пор заканчивается неудачей. Лишь 32 признаны полностью успешными. Донором в этом случае является не сам пациент, не близкий родственник, а другой человек. Конечно, он подбирается так, чтобы максимально снизить риск отторжения новых тканей. Но реальной гарантией успешно проведенной операции является высочайшая квалификация оперирующих хирургов и определенный ряд требований, которые можно выполнить только в системе высокоразвитой медицинской помощи.
— Что вы можете сказать об эстетической и реконструктивной медицине других стран? Какие страны-лидеры?
— Могу перечислить страны с наибольшим объемом проводимых пластических операций. Но стоит помнить, что у жителей каждой из этих стран свои, зачастую совсем не похожие на наши представления об идеальной фигуре, о разрезе и цвете глаз, форме носа и губ. И тем сильнее разнятся их предпочтения по коррекции своей внешности. Бразилия, США — абсолютные рекордсмены по эстетической пластике. Особо хочу отметить Китай. Эту страну охватило своего рода «пластическое безумие». С каждым годом число косметических операций растет и такими же темпами множится количество жертв врачебных ошибок. По неофициальным данным, 20 000 случаев в год. В лицензированных клиниках для большинства клиентов цены остаются слишком высокими. На черном рынке цены низкие, а выбор услуг такой же широкий. И желание сэкономить все чаще преодолевает страх риска. Вот такие проблемы в Китае, который на третьем месте в мире по количеству проведенных операций. Спрос на услуги пластической хирургии так же высок во всей Латинской (Южной) Америке, Германии, Испании и Иране. Что касается медицинской практики, то и у нас, и у них идентичные подходы. Мы постоянно проводим совместные конференции, телемедицинские образовательные семинары. В современной мировой пластической хирургии на данный момент нет ничего того, чего наши специалисты не могли бы использовать в своей ежедневной практике. Поверьте, уровень российских врачей, и в частности пластических хирургов, очень высок.
— Почему и зачем пластическую хирургию хотят внести в ОМС? Плюс — в том, что помощь будет бесплатной. А минусы?
— Пластическая хирургия в рамках ОМС должна быть доступна для каждого гражданина России, чтобы иметь возможность корректировать последствия врожденных или приобретенных дефектов. Пока что система участия пластической хирургии в ОМС только формируется, и как только вся организационная работа будет доведена до конца, я надеюсь, что в медицинских центрах в штатном расписании появятся пластические хирурги. Важно понимать, что борьба с признаками старения или эстетическая коррекция лица не являются основными и тем более единственными задачами эстетической медицины. Для множества пациентов поход к пластическому хирургу обусловлен необходимостью исправить последствия ожогов, травм и онкологических операций. И, к сожалению, с каждым годом количество таких обратившихся меньше не становится. Поэтому совместно с Минздравом мы планомерно интегрируем нашу специальность в существующее правовое поле и практику врачей.
— Можно ли будет выбрать врача самому? Что включает в себя обследование до того, чтобы попасть к пластическому хирургу?
— Выбор специалиста – это всегда личный выбор самого пациента. Но надо отдавать себе отчет в том, что пластическая операция – это полноценное и зачастую очень сложное хирургическое вмешательство. И никакой «легкостью» от традиционных хирургических операций не отличается. Многие случаи даже более трудоемки, травматичны, а срок восстановления занимает многие месяцы. Только высококвалифицированный специалист в качественной клинике может гарантировать всестороннюю диагностику, полноценную подготовку, грамотно проведенную операцию, бережное восстановление и эффективную реабилитацию. Неразумная экономия на собственном здоровье, которая заставляет обращаться к неквалифицированным специалистам, всегда выходит боком. Для того чтобы обезопасить себя от мошенников, пациент должен быть уверен в легитимности работы клиники, в профессионализме врача, к которому он обратился, не надо стесняться проверить наличие лицензии у клиники на проведение этого вида деятельности, проверить наличие диплома, сертификатов по пластический хирургии, запросить базу данных результативности предыдущих операций. Важным моментом является оформление договора на оказание платных медицинских услуг, подписание информированных согласий на каждый вид хирургического вмешательства или процедур, получение чека при оплате услуг. Все это будет являться залогом вашей безопасности.
И, конечно, немаловажный фактор — это интуитивное ощущение человека. В процессе общения и консультации пациенту нужно прислушаться к тому, насколько врач подходит ему, насколько комфортно с ним взаимодействовать, возникло ли взаимопонимание между врачом и пациентом.
— Куда пойти «меняться» в России? Как выбрать центр и врача?
— Если говорить о клиниках высокого класса, то можно говорить об очевидном росте уровня профессиональной компетенции российских специалистов. Я бы посоветовала главное: не совершать необдуманных поступков, не идти на поводу у сомнительного желания сэкономить на собственном здоровье, и не обращаться к неквалифицированным конкурентам. Важно помнить, что в настоящее время обязательным условием для оказания услуг по пластической хирургии является наличие в клинике отделения реанимации и круглосуточного стационара. 70% всех операций приходятся на Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Необходимо двигаться к тому, чтобы в медицинских центрах по всей стране в штатном расписании постепенно появились пластические хирурги, создавать полноценные отделения пластической реконструктивной хирургии в государственной сети, а услуги эстетической хирургии предоставлять в частных клиниках. Что касается спроса, то современная экономическая ситуация показала, что в частных клиниках цены регулируются самим рынком, без жесткого регулирования со стороны надзорных органов. Резких скачков или ощутимого повышения цен не произошло. Продолжается ровная работа всех специалистов. Может быть, немного уменьшилось количество пациентов — за счет сомневающихся людей. Ведь не секрет, что многие люди приходили к пластическому хирургу, не имея четкого ответа, зачем им нужны те или иные операции, что они хотят получить в итоге. Это люди, подверженные влиянию пиар-технологий и модных веяний. А основная аудитория пластических хирургов — это те, кто хорошо владеет своей специальностью, и точно знает, какие технологии наиболее эффективны в той или иной клинической ситуации.
4 комментария
Авдошенко хороший человек, отличный хирург, внимательный. Мне она сразу понравилась и я сразу выбрала ее в свои хирурги, потому что поняла, что ей можно доверять.
Спасибо за интересное интервью. Я на своем собственном опыте убедилась, что ксения Евгеньена как хирург отличная. Помогла мне сильно!
Тоже было интересно почитать интервью от этого хирурга. Вообще Ксения Евгеньевна очень хорошая, внимательная. Интересно было вообще пообщаться с ней, как с хирургом. Благодарна ей.
Приятный хирург в общении, правильно пишут, что она хороший человек. Сделала у этого хирурга пластику лица, сделала лифтинг нижней части. Это все получилось довольно круто, очень подходит мне такой метод, стала выглядеть намного моложе. Привлекательно выгляжу, довольна собой.