В последнее время анализ учебных нагрузок детей свидетельствует о том, что за каждый учебный год школьники должны освоить большой объем знаний, прочесть множество страниц учебников и литературных источников, запомнить значительное число определений и понятий. Об этом подробно рассказывает Вера Валерьевна Раш, врач-педиатр, к. м. н., специалист по питанию детей, руководитель медицинской службы.
В настоящее время объем содержания образования в российской школе сопоставим с уровнем образования в развитых европейских странах. Однако это достигается за счет перегрузки учащихся. Предлагаемый в школе объем знаний при имеющихся педагогических технологиях недоступен для значительной части школьников.
Это объясняется тем, что в большинстве российских школах отсутствует технологическая образовательная программа, которая позволяла бы освоить большой объем материала и при этом не принести вред здоровью.
Подход к изучению материала, помимо освоения предлагаемых объемов, должен еще развивать — развивать восприятие, мышление, память, внимание. Все эти процессы по мере их развития помогают в усвоении материала, способствуют снижению утомляемости, а также более быстрому переключению с одного вида познавательного процесса на другой.
При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой — стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.
Утомлением называется состояние, возникающее в результате деятельности ребенка. Оно проявляется чувством усталости и во многих случаях снижением эффективности работы. Утомление — процесс обратимый. Утомлению обычно сопутствует субъективное чувство усталости. Однако утомление и усталость не всегда совпадают во времени. Более того, объем предлагаемого материала порой является скучным и однообразным, а работа над ним неинтересна и монотонна. И усталость при такой работе происходит значительно раньше, чем происходит снижение уровня функций. И наоборот, когда работа интересная и сопровождается положительными эмоциями, а также особым подходом к изучению материала, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило.
Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряженную работу. Его не следует избегать, так как при этом пришлось бы отказаться от деятельности. Утомление не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. Очень важно не допустить переутомления, в результате которого изменения могут принять патологический характер и привести к болезни. Для этого необходимо подходить комплексно к построению учебного дня школьника и к его дополнительной деятельности во внеурочное время.
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня должен чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей и профилактике развития утомляемости.
Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
- сбалансированное питание;
- время пребывания на воздухе в течение дня;
- продолжительность и кратность сна;
- продолжительность и место обязательных занятий как в школе, так и дома;
- свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.
Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм способствует нормальному развитию ребенка. Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.
Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.
У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в 1-ю смену (8 ч 30 мин и даже в 8 ч 00 мин) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжительным приготовлением уроков и длительным просмотром телепередач, видеофильмов.
Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.
При построении режима для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет 2 подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч и в 16-18 ч. При этом 1-й подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее 2-го.
В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения).
Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия — важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся 2-й смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака.
Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5-2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно 1-ю половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а 2-ю — провести в спокойных прогулках.
Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со 2-го полугодия) — до 1 ч, во 2-м классе — до 1,5 ч, в 3-4-м классах — до 2 ч,в 5-6-м классах — до 2,5 ч, в 7 –м классе – до 3 часов в 7-м классе — до 3 ч, в 8-11-м классах – до 4 часов. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна. |
Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.
Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.
Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста — 1-1,5 ч, среднего и старшего — 1,5-2,5 ч в день. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков. |
Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей.
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, необходимо еще раз подчеркнуть и отметить необходимость комплексного подхода к периоду обучения в школе.
Основная роль в профилактике школьной утомляемости и возможного переутомления принадлежит технологии освоения материала. Именно, другая педагогическая технология, в большей степени, позволяет избежать нерационального усвоения материала, сохраняет надолго знания в долговременной памяти, увеличивает интерес к познанию и повышает мотивацию на успех.
Соблюдение организации режима дня, достаточный отдых, смена деятельности, сбалансированное питание, индивидуальный подход к дополнительным занятиям способствуют в комплексе сделать учебные годы более эффективными, положительными и сохранить здоровье школьника.