С первых мгновений появления на свет нас окружают звуки – неотъемлемые спутники нашей жизни: вначале — первый крик новорожденного и мамин голос, затем наш мир наполняется разнообразным звучанием всего окружающего. Часть из этих звуков приносит радость, другие вызывают грусть, а некоторые – раздражение и недовольство. Об этом рассказывает эксперт Медицинских вестей к. м. н., научный сотрудник сомнологической лаборатории ФГБУ «Северо-Западный Федеральный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова» Минздрава России Людмила Сергеевна Коростовцева.
У каждого есть свои предпочтения и особенности восприятия, однако есть звуки, реакция на которые в большинстве случаев единодушна. К таким звукам можно отнести храп. Даже легкий, похожий на сопение храп ребенка скорее настораживает, но вряд ли вызывает восторг у его родителей. Что уж говорить о громоподобных руладах, заставляющих близкого человека в ужасе вскакивать на кровати в поисках способа заставить их источник умолкнуть?! Впрочем, чаще всего любые воздействия оказываются малодейственными, и уж по крайней мере их эффект длится недолго.
В ходе научного прогресса наш взгляд на такой звуковой феномен, как храп, эволюционировал от представлений о нем как о признаке богатырского здоровья до понимания того, что храп является не только причиной нарушения покоя и сна окружающих и близких людей, но и серьезной проблемой, угрожающей здоровью, а подчас и жизни самого храпящего.
Данный звуковой феномен возникает при вибрации мышц мягкого неба, глотки во время вдоха, и низкий тонус мышечных структур, уменьшение просвета верхних дыхательных путей (например, при заложенности носа, при ожирении, увеличении небных и глоточных миндалин, в положении лежа на спине) способствует превращению ламинарного потока воздуха при дыхании в турбулентный и повышает вероятность развития храпа.
Эффективность существующих методов лечения далеко не стопроцентная, при этом применяющиеся хирургические вмешательства сопряжены с определенным риском осложнений, в то время как другие методы требуют постоянного использования и не всегда хорошо переносятся пациентами.
Несколько групп ученых посвятили свою научную работу изучению альтернативных способов борьбы с храпом, при этом они сконцентрировались на поиске доступного, простого и потенциально приятного метода.
Вначале появились сенсационные данные о том, что ежедневные 20-минутные занятия пением и дыхательными упражнениями в течение 3 месяцев могут способствовать снижению выраженности храпа, а в каких-то случаях и сопровождаться устранением апноэ во сне (у одного обследуемого, благодаря улучшению состояния и исчезновению жалоб на храп и остановки дыхания во сне, была отменена запланированная операция на мягком небе). Следует обратить внимание на то, что эффект пения проявился начиная с 8-й недели регулярных упражнений, однако терпение и усердные занятия были вознаграждены – в нескольких случаях, помимо уменьшения храпа, обследуемые отметили улучшение супружеских отношений в семье.
Другая группа британских ученых, изучив выраженность храпа среди полупрофессиональных певцов – членов двух лондонских хоров с опытом пения не менее 5 лет, установила, что выраженность храпа (и, соответственно, жалоб на храп) у певцов существенно меньше, по сравнению с их сверстниками, не увлекающимися пением.
Остается нерешенным вопрос о том, подходит ли пение для всех. А если оно эффективно не у всех храпящих, то каким образом осуществлять отбор пациентов для занятий пением? Одно можно утверждать, что результаты этого исследования, в силу особенностей его дизайна и исследуемой популяции, не распространяются на курильщиков, лиц с ожирением и явными заболеваниями верхних дыхательных путей, требующими хирургической коррекции (такими, как искривление перегородки носа, увеличенные глоточные миндалины), а также на тех, кто уже перенес оперативные вмешательства на верхних дыхательных путях.
В качестве альтернативного подхода к лечению храпа швейцарские исследователи рекомендуют регулярные занятия игрой на австралийском традиционном духовом инструменте диджериду (в среднем 25 минут в день, 6 раз в неделю, на протяжении 4 месяцев), что приводит к уменьшению выраженности храпа, дневной сонливости и тяжести апноэ во время сна.
Вопрос о влиянии игры на духовых музыкальных инструментах на нарушения дыхания во время сна вдохновил и других исследователей. Однако, судя по всему, игра на других, более традиционных для западноевропейской культуры, духовых инструментах не обладает таким многообещающим эффектом. Согласно результатам опроса, музыкантов лондонских оркестров, храп регистрируется преимущественно у мужчин старшей возрастной группы, склонных к ожирению, но не связан с типом музыкальных инструментов, на которых играют обследуемые. Аналогичные данные были получены и в американском исследовании: риск апноэ во сне, оцененный с помощью широко применяемого Берлинского опросника, не различается среди членов оркестров, играющих на духовых и недуховых инструментах. Можно предположить, что при игре на диджериду и на различных европейских духовых инструментах вовлекаются разные группы мышц и используется различная техника дыхания (в частности, исполнение мелодий на диджериду требует освоения техники непрерывного, циркулярного, дыхания, при котором короткий вдох делается при продолжающемся выдохе, при этом в процессе звукоизвлечения участвуют все структуры верхних дыхательных путей, включая язык и гортань), что и определило расхождение в результатах исследований.
Более обнадеживающими оказались результаты исследования американских ученых (Кристофера Варда и соавторов), которые при проведении опроса среди музыкантов классифицировали различные виды духовых инструментов в зависимости от применяющегося способа извлечения звука. Оказалось, что наименьший риск нарушений дыхания во время сна отмечен в группе музыкантов, играющих на духовых инструментах с двойной тростью (гобой, фагот, английский рожок). Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что среди них превалировали женщины, и вся группа отличалась меньшей массой тела, по сравнению с лицами, играющими на других видах музыкальных инструментов, что могло повлиять на полученные результаты.
Известно, что тренировка мышц верхних дыхательных путей (глотки) способствует уменьшению выраженности храпа, а в некоторых случаях и тяжести синдрома апноэ во время сна, являющегося достаточно грозным состоянием, увеличивающим риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Разработан специальный комплекс упражнений для укрепления глоточных мышц (в частности, напряжение мышц гортани при стискивании зубами какого-либо предмета, например, деревянной палочки или карандаша, в течение не менее 30-60 секунд). Однако для достижения эффекта необходимо регулярное выполнение этих упражнений, что, несмотря на их простоту, у многих людей не вызывает большого энтузиазма, как и бóльшая часть рекомендаций по изменению образа жизни.
В то же время важно подчеркнуть, что представленные результаты касаются преимущественно только храпа, а однозначных данных о возможности устранения апноэ во сне при занятиях пением и игрой на духовых музыкальных инструментах к настоящему времени не получено, и при подозрении на наличие остановок дыхания во время сна необходима консультация специалиста.
С другой стороны, пение и игра на духовых инструментах, пусть и столь экстравагантных, как диджериду, может стать отличным решением проблемы неосложненного храпа (не сопровождающегося остановками дыхания во время сна), привнеся в жизнь новое увлечение и разнообразные мелодии.
Более того, показано благоприятное влияние игры на духовых музыкальных инструментах на течение заболеваний дыхательной системы (например, астмы), а также о положительном воздействии музыки на психику человека, его эмоциональное состояние, способность к обучению, взаимоотношения между людьми. Показано, что регулярное прослушивание музыки в повседневной жизни сопровождается уменьшением выраженности симптомов депрессии и тревоги хронических болевых синдромов независимо от активирующего или расслабляющего эффекта мелодий, согласно самоотчету респондентов. При этом в последние годы с помощью современных методов обследования (многоканальной электроэнцефалограммы и функциональной магнитно-резонансной томографии) установлены изменения в разных участках головного мозга в ответ на прослушивание различных мелодий, несущих разнообразную эмоциональную нагрузку. Показано, что при распознавании печальных и веселых мелодий наиболее активны кора лобных долей, миндалевидное тело, полосатое тело, в то время как при оценке степени удовольствия от прослушивания музыки наибольшая активность выявлена, помимо лобных долей и миндалевидного тела, также и в гиппокампе, островковой доле конечного мозга, височных долях и других участках головного мозга. Однако негативная эмоциональная составляющая в музыке далеко не всегда сопровождается возникновением отрицательных эмоций, а напротив, активируются зоны головного мозга, связанные с удовольствием.
Так что, занимаясь пением и игрой на музыкальных инструментах, есть шанс не только избавиться от храпа, но и улучшить свое настроение и наладить эмоциональную атмосферу в доме.