Проблема лишнего веса среди детей становится все более масштабной и имеет свои особенности. Об этом Марианна Киселева, психолог, танцевально-двигательный психотерапевт, психолог в центре семейной диетологии.
Обычно семьи, которые стучатся в мой кабинет уже несколько лет так или иначе пытаются снизить вес у ребенка, но если результат появляется, то держится он не долго. Многие родители надеются, что ребенок сам все поймет, перестанет хотеть сладости и займется физическими упражнениями. Но ребенок не способен в полной мере брать на себя ответственность, осознавать долгосрочные последствия и полностью регулировать свое поведение силой воли. Такое не каждому взрослому удается.
В большинстве случаев неправильное питание – это лишь часть того, с чем приходится работать. Когда собраны анализы, подобран правильный рацион, расписаны упражнения, оказывается, что все это сложно внедрить в реальную жизнь. Даже если вес начал снижаться, проходит пара месяцев, и всё возвращается к исходной точке. А почему? Сложность в том, что вес – в конечном итоге следствие того, что человек употребляет в пищу, но приводит к этому модель его пищевого поведения. Физическое и эмоциональное состояние ребенка – это результат не только его генетической предрасположенности, а еще и того, как привыкла жить семья. Чтобы вес устойчиво изменился, нужно, чтобы изменились семейные привычки. Есть разные факторы, которые влияют на состояние ребенка – отношения между родителями, отношения между родителями и бабушками-дедушками, ценностные убеждения родителей, нагрузка, режим, семейные традиции. Это то, что может помочь или помешать снизить вес ребенка.
Приведу пример
Мальчик Миша 8 лет, живёт с мамой, папой и маленьким братом. Бабушка живёт в соседнем доме, забирает Мишу из школы и делает с ним уроки. Семья обратилась к диетологу, чтобы нормализовать вес Миши. В течение 4 недель мама внимательно следит за тем, что кушает Миша, но динамика снижения веса незначительна. Что же выясняется на приёме у психолога? Влияние двух важных моментов.
Первый
Это наличие в семье второго ребенка, у которого нет проблем с весом. Родители ограничивают сладкое для Миши, но покупают конфеты для младшего сына – ему-то можно. Папа тоже не представляет свою жизнь без сладкого, поэтому конфет и печенья в доме много. В такой ситуации у Миши усиливается чувство неполноценности, обиды и несправедливости. Чем он хуже младшего брата, которому просто так без всяких усилий можно всё? Растёт протест, который выражается в том, что Миша начинает тайно таскать запретное. Родители надеются на его сознательность. Однако устоять перед соблазном удовольствия может не каждый ребенок. Миша не может. Единственный вариант – убрать всё сладкое из дома совсем. Внутренней мотивации похудеть у Миши недостаточно, поэтому первым делом создаём внешние условия, помогающие держать процесс под контролем. Поддержка всей семьи в этом случае очень важна.
Второй
Это отношение бабушки. Бабушка не считает лишний вес проблемой, с которой нужно что-то делать. Она родилась во время войны, ее детские воспоминания связаны с голодными временами. В её ценностных убеждениях худоба – это плохо, болезненно. К тому же, бабушка очень переживает о том, что Миша будет несчастным, если его ограничивать, поэтому у себя дома продолжает готовить блинчики, печь пироги, но чтобы не возникало конфликтов, они с Мишей держат это в тайне. А Миша получает два противоположных послания от взрослых: полнота – это плохо, нужно худеть, полнота – это хорошо. Конечно, сформировать своё собственное отношение и выработать внутреннюю мотивацию Мише будет очень сложно.
Надо понимать, что ребенок до совершеннолетия не самостоятельная персона, а часть семьи, он зависит от взрослых. Зависит не только финансово, но и эмоционально. Его отношение к себе, к миру формируется под влиянием отношения к нему его родителей. Поэтому до 10-12 лет решающую роль в снижении веса ребенка играют действия и установки взрослых в семье. Очень важно, чтобы все взрослые придерживались одной линии поведения. Если что-то запрещено, то и мама, и папа, и бабушка с дедушкой должны на просьбу ребенка всегда отвечать «нет». Только так можно изменить пищевые привычки и добиться положительного результата.